Главная / Издания / Первое по списку

Первое по списку

Первое по списку
16 октября 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

Правительство собирается поднимать "Саратовский ледокол", который лежит на дне Волги с энгельсской стороны, где затонул у причала лет пятьдесят назад. Власть намерена отреставрировать его и устроить на базе легендарного корабля музей.

При этом чиновники очень рассчитывают на помощь бизнеса. Предполагается, что работы будут проведены безвозмездно, а дальше бросят клич, создадут специальный благотворительный фонд и попросят скинуться всех желающих.

Схема доказала свою состоятельность еще при возведении Музея трудовой славы. Дело-то благое. Тогда собрали 110 миллионов рублей, при том что из бюджета области подкинули 35 млн. Потом еще долго пытались понять, зачем же так много денег на возведение небольшой каменной коробочки. Ну да проехали.

Вспомните еще, как собирали средства на строительство памятника Кириллу и Мефодию, что стоит теперь у X корпуса СГУ, и станет ясно, что древний метод "с миру по нитке" и в наши дни имеет право на жизнь.

Но тут пошли разговоры о приоритетах. Ибо если наши чиновники способны возбудить предпринимателей на действия, несущие их бизнесу чистый убыток, то не направить ли это возбуждение на что-то более важное и первостепенное? На строительство жилья для сирот. На ночлежки. На приюты для бездомных животных, которые временами от голода и тоски бросаются на людей. На дороги, товарищи! Вот бы!

Согласен, что это очень обидно – платить налоги и не получать того, на что эти налоги должны уходить. Но жить-то как-то надо. Поэтому придется скидываться еще раз. Только теперь без вот этой дури в виде аукционов, на котором победят не специалисты, работающие на совесть и за достойные деньги, а криворукие гастарбайтеры, которые за недорого засыплют ямки асфальтом и притопчут его ногами.

Когда мы делаем для себя, то рассуждаем, как англичане. Мол, мы не настолько богаты, чтоб покупать дешевые вещи. Вспоминаем, что скупой платит дважды. Для себя мы никогда не возьмем самое дешевое, потому что оно, как правило, самого низкого качества. Для себя мы берем почти самое дорогое в надежде, что оно прослужит долго.

Так вот я бы предпочел бригаду дорожных строителей из Германии или Канады. Последние живут примерно в наших широтах. То есть климат у них такой же. Не на побережье, конечно, а в глубине страны. Ну так и нам до Атлантики далековато.

Сборы денег в школах несмотря на призывы покончить с этим тоже никуда не исчезнут. На шторы, покраску стен, тетради. У школы на это денег нет. Детям все это нужно. Ну и как же ты не скинешься для своего ребенка? Министр может сколько угодно запрещать и проводить беседы с директорским корпусом, но родители пришли в класс на собрание и сами увидели, что нужно сделать.

Вопрос в другом: почему в бюджете на все это денег не хватает? Ведь мы уже скидывались, когда платили налоги. На ЕГЭ у них средства всегда находятся. Сотни миллионов по всей стране потратили, чтоб в кабинетах, где сдают госэкзамены, установить камеры видеонаблюдения и рамки, через которые нужно пройти и не зазвенеть. Спросите меня, как родителя, и я вам честно скажу – для меня важнее не турникет на входе, а чтоб из окна не дуло, когда идут занятия, и чтоб тетради и учебники все были.

То есть пора уже привыкнуть к тому, что первый круг сборов уходит в песок. И нет у нас никакой возможности проконтролировать эти траты, потребовать отчитаться за каждую копейку. Есть потешные общественные органы и советы, но они не для этого. Они для редиски и алкогольных запретов.

Потому ко второму и последующим кругам сборов следует относиться как к ситуации с полицией и частными охранными предприятиями. Есть у нас правоохранительные органы, которые должны следить за тем, чтоб граждане не воровали. В теории. Но каждое

предприятие, магазин или кафе нанимает собственную охрану. В тех же школах родители скидываются на охранников, и никто не считает это лишним.

Если переходить в другую бюджетную сферу – здравоохранение, то здесь уже давно так поступают. Интернет забит под завязку криками о помощи. Нужна срочная операция за рубежом! И банковские реквизиты. На фоне этого местные и федеральные чиновники, рапортующие о модернизации отечественного здравоохранения и его нарастающих, как снежная лавина, успехах, выглядят болванчиками. Потому что если нужно не помазать йодом, а спасти жизнь, то едут за границу. Потому что там лечат, а у нас – отчитываются. Там медицина, а у нас здравоохранение.

Сейчас наши врачи обидятся, но я повторю: в российскую медицину вбухиваются огромные средства, а результат – такой же как с дорогами. Миллиарды на ветер. То томограф у них стоит годами, поскольку никто не умеет им пользоваться, то элементарно врача нет. Как нет сейчас детского врача на нашем участке, и нет возможности вызвать доктора к заболевшему ребенку. Знаете, что сказали на днях по телефону нашей родственнице, у которой захворала дочка? У вас же наверняка есть машина, вот и привозите ребенка в поликлинику. Температура-то невысокая… Ой, ладно, это отдельная тема.

Десятки миллионов из бюджета мы ежегодно тратим на содержание команд мастеров. Я сам спортивный болельщик со стажем. Но кабы деньги шли на детские спортивные школы, где выращивались таланты для больших команд, никаких сомнений не было бы. Это надо. Но сегодня за саратовские команды выступают иногородние ребята, приехавшие на заработки. К ним даже прикипеть-привыкнуть не успеваешь. Потому что в следующем году всю команду распустят и наберут новую.

Раньше приезжала команда из Тамбова. В ней играли тамбовские ребята. Против них выходили саратовские. И бились, доказывая на поле, какой город круче. Сегодня в Тамбове и Саратове играют парни из Владивостока и Подмосковья. К примеру. И в чем смысл такого соревнования, если свои звездочки не подрастают? Меряемся талантами менеджеров?

Определяться с приоритетами необходимо, потому что если размазать остающиеся региону и городу бюджетные средства на всё, чем город и область должны заниматься, то выйдет чепуха. Нельзя, один раз махнув метлой, сделать чисто. Нельзя оплатив урок плавания одному ребенку, научить плавать целый класс. Нельзя сделав сложную операцию десятерым, вылечить тысячи нуждающихся.

Нужен список первоочередного. Того, что потребно в данную минуту. Когда поднимается температура, мы ведь бежим за жаропонижающим, а не за воздушными шариками. Сначала то, без чего не прожить, а потом излишества. А то детей вылечить не можем, троллейбусы на наших улицах в ямы уходят, а мы собираем деньги на памятники и музеи.

Любой появившийся рубль сначала должен идти туда, где он нужнее всего. На первое по списку. Жена вам дома всю плешь проест, если вместо написанной ею картошки и куска мяса, вы принесете полторашку пива и новый футбольный мяч. Что будет, если вместо зимних сапог для дочки вы купите хороший японский спиннинг, я даже представлять не хочу.

Хотя ледокол, конечно, поднять надо. Дело-то хорошее.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий