Главная / Издания / Школа или казарма?

Школа или казарма?

Школа или казарма?
04 декабря 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

Бюджетники – как новобранцы в армии. Над ними издеваются старослужащие и ротное начальство, но придут проверяющие из военной прокуратуры, и на вопрос "Как служите, сынки!" по-молодецки гаркнут: «Ураааа!» Ибо командир роты – отец родной, замполит – мать родная, а старослужащие – другие тоже родственники, готовые помочь, кто добрым словом, а кто и сапогом.

Особенно это к педагогам относится. Вилку воткни ему под лопатку и, заглядывая в глаза, задай вопрос о школьной реформе, и он благодарно заголосит о прелестях модернизации и интерактивных досках.

Возвращаюсь к этой теме всякий раз, как побеседую с кем-нибудь из знакомых учителей. Это всегда шок, всегда какое-то откровение. И всегда хочется воскликнуть – а чего ж ты про это шепотом, а не громко с трибуны или со страниц газеты? Да хоть бы и в учительской, но в присутствии руководства!

Нет. Боятся. Не боятся только отставные, которые уже ни от кого не зависят. Бывший ректор, ветеран из профсоюза. Вот эти могут на областном педсовете задвинуть что-нибудь о бесправном положении российских учителей и идиотских новациях. Практикующие педагоги анонимно аплодируют, но при этом молчат как партизаны. Они готовы делать вид, что их все устраивает до последнего. Пока зарплату платят вовремя.

Приезжает подруга жены из райцентра, работающая учителем, и у нее рот не закрывается. Только и говорит о бессмысленной работе, которой ее нагружают, и самодурстве директрисы. Уже давно не жалуется на то, что учить детей некогда – заставляют заниматься писаниной и составлением отчетности. Но уже и это не успевает, потому тетради учеников проверяет муж-железнодорожник. Приходит мужик с работы и садится помогать супруге – затюканной и многократно униженной.

В школе она больше двадцати лет, но с каждым годом нагрузка возрастает, а зарплата остается прежней. Это в лучшем случае. Наверное, передергивает. Ибо как такое может быть? По докладам чиновников от образования престижность профессии педагога, а с ней и доходность, растут год от года. Но кому быстрее поверишь – подруге, которую знаешь лет сорок, или отчетности чиновников, успешность которых как раз и зависит от бравурности этих самых отчетов?

Недавно разговорились со знакомым директором школы. Она в ужасе от уровня подготовки старшеклассников. Выпускникам ЕГЭ сдавать, а они ни бум-бум. Приходит девочка и говорит, что ничего не понимает в математике. Каким-то образом она 9-й класс проскочила, но впереди ЕГЭ. Как его объехать? Главный же ужас в том, что задания элементарные. Мы, мол, такое в начальной школе могли решить. Ну, например, в доме 120 квартир и три подъезда. В каком подъезде находится квартира № 70, если подъезды считают слева направо?

Другой знакомый педагог в ужасе от нового районного руководства. Уверяет, что поставили его под грядущие выборы, а, значит, будут выкручивать руки и требовать правильный процент. Несколько лет назад он же, смеясь, рассказывал, что накануне выборов заболел, потому на законных основаниях в этой свистопляске не участвовал.

Третьего встретил на митинге в поддержку чего-то там такого, что и без поддержки согнанных на Театральную площадь учителей и студентов будет одобрено на самом высоком уровне. Небритый, он стоял и мерз. Преподаватель литературы, между прочим. Говорит – обязали. Не придешь – будут неприятности. Трудно четче обозначить перспективы. Почему-то вспомнился в этой связи клещ, которого Том Сойер и Джо Гарпер гоняли булавками. Вот здесь его гоняет Том, тут – Джо. И все довольны. Правда, клеща никто не спрашивал.

Чем угодно готова заниматься современная школа, только не учебой. Большинство новаций с образовательным процессом никак не связаны. И педагоги к этому привыкли, понимают, что новой формой преподавания алгебры не прославишься. Отсюда и недавний казус Татьяны Райковой, директора гимназии №3, о сборе денег на самолет для борьбы с мировым терроризмом. Сначала было стремление угадать, что понравится высшим руководителям, а потом – интересы учеников. Правда, когда даме объяснили, чем может обернуться ее инициатива, мне кажется, она сама ужаснулась. От идеи отказались, но известность гимназия № 3 и ее руководитель приобрели.

… Пару лет назад на тему образования проходила онлайн-конференцию, на которую читатели загодя присылали свои вопросы. Некоторые из них я выписал. Тут и ответов никаких не нужно, чтобы понять царящие среди родителей настроения.

"Когда закончатся добровольно принудительные так называемые попечительские взносы, которые взимаются каждый месяц и в садике, и в школе? Особенно непонятно, на что эти деньги тратятся".

"Откуда вы берете дебильные программы?"

"Современная школа совсем устранилась от воспитания, перейдя на сухое "программирование", предоставив всё родителям, занятым своими карьерами?"

"Каждые выборы наши уважаемые и любимые учителя (не все, конечно, но) превращаются в "оборотней", нарушающих закон, фальсифицирующих итоги голосования… Не пора ли принять волевое решение и освободить учителей от постыдного занятия откровенной уголовщиной и подделкой подписей в стенах учебных заведений?!"

В онлайн-общении тоже есть польза. Чиновник ссылается на указы президента, то есть рассказывает о том, как должно быть, а читатели говорят, как есть на самом деле. Опять же родители видят, что обдираловкой занимаются не только в их школе. А когда процесс становится всеобщим, то и не так обидно.

Встречаем на днях нашу классную руководительницу. Всякий раз, когда мы с ней видимся, хорошего, доброго человека прорывает. На сей раз она извиняющимся тоном рассказала про то, что их обязали вести календарь эмоций детей. Это значит, что каждый ребенок обязан оценить свое настроение утром, днем и вечером. И отметить это на специальном листочке. Потом все это нужно сдать учителю, который… я уж не знаю, составит календарь эмоций своего класса. Из этих сведений выведут настроение всей школы. И министр потом расскажет, что по утрам саратовские дети сонные и грустные. А на федеральном уровне разработают новую методику по улучшению настроения, включающую в себя замену первого урока, скажем, разучиванием песен советских композиторов.

Сама классная над очередной откровенной глупостью смеется, но говорит, что сделать ничего нельзя – распоряжение спустили сверху. Цепочка тут традиционная: классная руководительница ссылается на директора, директор – на указания из министерства. Региональные чиновники кивают на федеральных. Все это со словами – ничего не поделаешь, надо исполнять, вы же понимаете. И родители втягиваются в этот омут, потому что не сделаешь – подведешь учительницу, она не справится с заданием – спросят с директора и т.д.

И ведь есть же какая-то структура, которая сочиняет такие рекомендации! Я так понимаю, появилось это новообразование, когда надумали провести школьную реформу (я учился в 80-е, тогда словосочетание "школьная реформа" было самым популярным). Создали комиссию при министерстве или креативную горуппу, выделили на нее финансирование. И с тех пор она остановиться не может. Потому что, если остановится, прекратится и финансирование. А раз так – чего там у нас еще не было? А пусть выпускники сдают ЕГЭ, сидя на гимнастических брусьях. Тут и интеллект нужно проявить, и хорошую спортивную подготовку. Потому что через каждые десять минут следует хлопок в ладоши, и экзаменуемые совершают кувырок. А кто выполнил задание, делает красивый соскок. Встал как вкопанный – получаешь плюсом балл к тому, что написал по физике.

Главное достижение школьной реформы, модернизации школы и… ну в общем, всего того, что с ней сделали за последние несколько десятилетий, это превращение

педагогических коллективов в послушную и легко управляемую массу. Некогда плодородная интеллигентская среда ныне являет собой высохшее поле, где ростки личных мнений задавлены каменными плитами новейших инструкций. А все потому, что сегодня от учителя чаще требуют не индивидуальности, а коровьей покорности, не креатива, но строгого исполнения указаний старших товарищей.

Вот интересно, хватит смелости у кого-то возразить?

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий