Главная / Издания / Дядя Коля не придет

Дядя Коля не придет

Дядя Коля не придет
17 июня 2016

Дмитрий Митрошин

Фото: farm3.staticflickr.com

Saratovnews

Трамваи не покатили, не затряслись провода, по которым раньше опытные горожане предсказывали скорое появление троллейбуса, но коллапса не произошло. Не схватили саратовцы вилы, всегда стоящие наготове в прихожей, и не побежали на улицу порядок наводить. Возникает резонный вопрос: а так ли нужен Саратову общественный транспорт? Иначе сформулирую – можем ли мы без него обойтись? Ответ внушает сдержанный оптимизм: можем!

Отсутствие электротранспорта – большая неприятность, но есть альтернативные способы передвижения. Автобусы, маршрутки, такси. Да-да, я помню, наши люди в булочную на такси не ездят. Но если очень надо, то поедут. Если надо не очень, пешком дойдут. А раз так – переживем очередное разочарование спокойно, не допустим социальных потрясений, которые накануне выборов власти не нужны.

В конце концов, в Саратове должны быть хорошие дороги, но их нет. Даже после ремонта то, что остается, дорогой назвать нельзя. И ничего, живем. Просто процесс "остановки" дорог был постепенным. Напугать же нас, застать врасплох может только внезапность. Как так? Вчера было, а теперь куда подевалось? Открыл кран, а горячей нет. И хватаешься за голову. Ну как же – только в душ собрался.

Да и то с юмором реагируем. Что на отключение воды, что на провалившуюся машину в очередную мега-яму. Изображения торчащих из провала багажников мигом облетают социальные сети. Круто! Я тоже видел, когда мимо проезжал.

Авария, кажется, 2009 года показала, что и без воды саратовцы какое-то время могут обойтись, если обеспечить подвоз ее в цистернах. По паре ведер на квартиру в день и хорош. В индийских трущобах до сих пор так живут. И размножаются. Там народу уже больше миллиарда.

Иногда в деревнях выключают свет. Обычно, когда дождь идет. Ненадолго, пока стихия не успокоится. Да ладно, бывает, и в городе люди без света сидят. И тоже ничего. Ну холодильник может потечь, но не смертельно это.

Вот когда отопление отключают, тогда да – неприятно. Температура в квартире падает, дети сопливые плачут, а если еще свет вырубят, то и обогреватель не включишь. Но Саратов – город гуманный. До таких крайностей у нас не доходит. Два в одном – это только в шампуне бывает.

Не вызывает очень большого недовольства горожан и внезапно выросшая свалка под их окнами. Кто-то даже порадуется, потому что не надо теперь таскать мешок с мусором за двести метров.

Деревья пилят? Да, жалко, мы с ними вместе росли, но тут сериал начинается, побегу смотреть…

Современный Саратов – как тот старик, которому ничего не надо и который уже может обойтись практически без всего. Ему не надо новой обуви и одежды, старая телогрейка хороша и зимой, и летом. На сон требуется часа четыре, не больше. Чего он там, во сне не видел такого, чего не встречал потом наяву.

Старец смотрит на красивых девушек, но они его не волнуют. Он уже не помнит, как шел летом по проспекту, она вышла из бутика, и словно горячей волной обдало, в ушах застучало, дыхание перехватило и проколотило мелкой дрожью от пяток до бровей.

Сейчас ничего не обдает и нигде не стучит. Ни по поводу девушки, ни по поводу всего остального, что волновало раньше.

Ничем нас не пронять, однако, чтоб не стало еще хуже, что-то делать надо. Все-таки налоги собирают, и на эти налоги нужно вывозить мусор, заниматься благоустройством, ставить хомуты на ржавых трубах, а лучше – менять их целиком. То, почему денег катастрофически не хватает, разговор отдельный. Но как с умом потратить то, что есть?

… Мы с отцом пару недель назад в деревню нашу поехали. И теща подсунула рассаду – сотню ростков болгарских перцев и ацтекских томатов.

Я в агропромышленном бизнесе человек новый, потому понятия не имел, какой это объем работы. По приезду стали прикидывать, что сначала огород нужно выкосить, потом граблями выгрести из него траву. Ближе к вечеру достал лопату и пошел копать. Правда, уже понимал, что дотемна успеем посадить не больше трех десятков ростков. Ибо силы не безграничны.

То есть стало ясно, что вскопать удастся максимум две грядки. А чтобы посадить все, надо в четыре раза больше. Вот не пришло почему-то в голову, что можно понатыкать рассаду абы как и отчитаться потом о полном выполнении тещиного задания. Если работать, то делать на совесть. Кому это непонятно?

В общем, начал копать, но соседка Вера кричит: «Погодите! Вы что – убьетесь! Сейчас Николай придет с мотоблоком, вспашет!»

Дело вот как было. Сосед заходил, о рыбалке поговорили, о грибах. Мы промежду прочим рассказали о своих огородных амбициях, подстегнутых тещей. Он потом передал разговор жене и тем самым придумал себе новую работу. Правда, на перепашку нашей зяби (говорю же – новичок я в этом деле) у Николая ушло всего пятнадцать минут.

Так вот, ситуация с бюджетом в Саратове очень похожая. Денег хватает на хороший ремонт трех-четырех улиц, а их употребят на весь город. Хотя понимают, что не взойдет.

Один начальник говорит – не надо размазывать деньги. Надо хорошо ремонтировать. Пусть меньше, но качественно.

А другой начальник отвечает, что он должен довести состояние дорог в городе до проезжего. То есть размазать бюджетные средства – его прямая обязанность.

Первый прекрасно знает, какие обязанности у второго. Но впереди выборы, он должен его ругать. А второй даже рад, что от него требуется "довести до проезжего". Потому что в противном случае сразу после освоения средств к нему придут с вопросами – а эта улица почему не тронута ремонтом, а эта? А после размазывания он всегда покажет – вот нашлепка, вот тоже асфальт.

Есть стандарты оказания медицинской помощи, при которых бесплатно сунут только ватку с нашатырем, если вы хлопнетесь в обморок. Все остальное за деньги – от бахил до нужных таблеток.

И есть минимальные стандарты жизни – чтоб можно было пройти и проехать, чтоб не убили, чтоб не умереть от жажды, не сгинуть в темноте. Все, что сверх того – за очень дополнительные деньги и преимущественно на своем личном приусадебном участке. А там, где для всех делается, ничего хорошего не получается.

Выходит, бюджетные деньги нужны, чтобы власть могла оправдать свое существование. Для того и устанавливаются нормативы "проезжаемости" и "проходимости". Сонм экспертов работает над этим, а потом внимательно изучает – справились или нет.

Хотя есть гораздо более объективные оценки, такие как "хреново", "ни в какие ворота", "срамота". Ну что мы – сами не можем оценить качество проводящихся работ? По весне, когда городские болячки обнажились, весь Саратов в эксперты записался.

… Сосед, если плохо что-то делает, Вера заставляет его переделывать. Там такой крик стоит – депутатам гордумы и не снилось. Это им только кажется, что они недавно жестко отчитали чиновников администрации. На самом деле – это какие-то ролевые игры с кожаными трусами и плетками. Увлекательно, но только для участников процесса.

Наблюдателей со стороны интересуют только те, кто на самом деле работает. Тогда и дядя Коля на помощь приходит.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий