Главная / Издания / Допдоход для учителя

Допдоход для учителя

Допдоход для учителя
05 августа 2016

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

51

Тощий тигр в клетке ходит из угла в угол. Посетители интересуются – а что кушает зверь? Смотритель зоопарка, если ему надоели приставучие посетители, отвечает – не знаю, ночью выпускаем из клетки, сам что-то находит.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с участниками форума "Территория смыслов" на Клязьме отшутился похожим образом, когда его спросили, почему учителя получают 10-15 тысяч? Медведеву явно наскучили такие вопросы. И он ответил, что современный энергичный педагог способен получать не только ту зарплату, "которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, еще что-то заработать".

Вопрос Медведеву задал учитель из Дагестана, который средней учительской зарплате противопоставил среднюю зарплату силовиков (50 тысяч). И спросил – почему так? Премьер сказал, что профессия педагога – это призвание, "а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес".

Выходит, если у вас призвание к учительству, то вы и десятке будете рады. А если не будете, значит, выметайтесь из педагогики и занимайтесь мелкооптовой торговлей или приготовлением обедов на вынос. Картошку пюре мните, котлетки лепите, салаты строгайте.

Вот если у человека призвание к труду в силовых структурах (или папа – генерал), ему сразу предлагают много больше, чем десять тысяч. И перспектива мять картошку или торговать колготками отпадает сама собой. А все потому, что полицейский государству милее педагога. Полицейский стоит на страже интересов государства, а педагоги задают неприятные вопросы. Был бы более строгий режим на Клязьме, учителя из Дагестана проверили бы на причастность к совершению какого-нибудь теракта. Вывели бы в коридор, придерживая за руки носом вниз, и сказали – "Ты чего? Не соображаешь, кто перед тобой выступает? Вали давай, дядя!"

Я это к тому, что мне как раз понятно, почему одни получают десять, а другие пятьдесят. Вы еще вспомните, сколько платят топ-менеджменту в крупных госкомпаниях. Или за какие деньги госкомпании покупают футболистов для своих команд. Мне непонятно, что имел в виду Дмитрий Медведев, когда предложил учителям "как-то, так сказать, еще что-то заработать".

Не хочется вслед за особо отвязными интернет-пользователями предлагать учителям по совместительству освоить занятия проституцией и наркоторговлей. Форумчане быстро накидали примеров, когда педагоги руководили поставками оружия, занимались грабежами и другими непотребными делами. Медведев в очередной раз активировал фантазию авторов демотиваторов, но это его личное дело. Педагогам-то что делать?

Пятерка за пятерку – шутка из эпохи доисторического материализма, но реанимировать ее вполне возможно. Полагаю, порядка двадцати процентов родителей согласились бы на покупку оценок для своих чад. Иметь возможность в нужный момент подстраховаться и выправить оценку в четверти – за это никаких денег не жалко. При наличии ЕГЭ ничего циничного в этом не будет.

Столько же процентов откажутся наотрез. Эти и на жалюзи с охраной не скидываются. Эти считают, что все и всегда для их ребенка должно быть бесплатно, включая макароны с сосиской в школьной столовой.

С остальными возможен торг, но это нормально. Оценки тоже товар скоропортящийся, ибо дорога ложка к обеду. В начале новой четверти можно устраивать распродажи с большими скидками.

Репетиторство официально школьным руководством не поощряется, но родители с учителями всегда договорятся. А чтобы появилось желание договариваться, опытный педагог знает, что нужно делать. Поддушил двойками, сделал несколько суровых записей в дневнике, и вот уже возникла потребность в дополнительных занятиях. И можно, конечно, можно нанять другого репетитора и подешевле, мы ведь живем в свободной стране. Но другой почти наверняка будет учить не по той программе...

Обязательно нужно "что-то" делать с расходниками. Тетради, ручки, дневники, обложки, учебники – за всем этим мы бежим на школьный базар. Так вот больше никаких базаров. Все это будем покупать у профильного учителя. К нему, пожалуйста, за контурными картами и пластилином, реактивами и транспортирами.

Когда прохожу с ребенком через школьную вертушку и встречаюсь взглядом с суровым охранником, который и ребенка, и меня видел не раз, ловлю себя на мысли, что начинаю шарить в карманах мелочь. Потом спохватываюсь – это же школа! Но идею продавать входные билеты школьникам и их родителям я бы вот так сходу отвергать не стал. Причем, чтобы помощь была адресной, пусть билеты продают на входе в конкретные классы. 5 рублей за посещение учеником кабинета ботаники не разорит его родителя. Но 30 человек по 5 рублей – это 150 с одного класса. А если этих классов шесть в течение дня? Вот уже и 900. А это дополнительные 15-20 тысяч в месяц. Не шутка, между прочим.

Безусловно, доход учителя не обязательно должен выражаться в денежных знаках. В конце концов, когда класс сбрасывается на подарок ко Дню учителя или на день рождения конкретного педагога, это ведь тоже заработок. Опосредованный, но позволяющий не тратить средства из семейного бюджета на приобретение кофеварки или микроволновой печки.

Пусть на уроке труда дети делают не абстрактно полезное и нужное, а полезное и нужное для конкретного педагога. Пусть условные Марьиванна и Сидор Петрович составят список необходимых вещей и поделок – от столового гарнитура до бус и мини-юбок.

А есть еще закавыка со школьной формой. Вроде это все отдано на откуп школам, а самого откупа не происходит. То есть в учебном заведении самостоятельно принимают решение о том, что считать школьной формой. А если делегировать это право педагогам? Пришла девочка в джинсах и яркой блузке – отправляй ее смело домой, ибо на школьную форму такой прикид никак не тянет. Но если девочка заплатит штраф, то пусть остается. А девочка заплатит. И мальчик заплатит. Они всю душу вытянут из своих родителей, чтобы не ходить по школе "как все".

Да, это лишает смысла само введение формы, которая должна устранить хотя бы визуальную разницу между детьми богатых и бедных родителей. Но задача-то стоит еще более благородная – устранить разницу в зарплате между педагогами и полицейскими. То есть сделать шаг от полицейского государства к государству, в котором образование ценят ничуть не меньше труда силовиков.

Можно, наконец, вспомнить замечательную практику по отправке школьников в колхозы на уборку овощей. Сейчас колхозов практически не осталось. Кругом фермерские хозяйства. Но ведь у многих учителей есть дачи с шестью сотками, на которых тоже что-то растет. И вот к чему эта бессмысленная физра с ее прыжками через козла? Сей навык никогда в жизни ребенку не пригодится. А умение вырастить кабачок однажды может спасти от голодной смерти. Кто знает, на какой необитаемый остров занесет нелегкая этих оторв. Кто знает, какой стабильности мы достигнем через десять лет.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий