Перекрёсток улиц Чернышевского и Соляной. Обтянутый полотном с нарисованным фасадом разрушающийся дом, стены которого подпирают гнилые доски с ржавыми гвоздями, украшал Саратов до форума урбанистики, во время его проведения и после. Зато с рядом расположенного Волжского дома быта городские службы, в целях облагораживания города, посдирали вывески без согласия на то собственников помещений.
Форум «Среда для жизни: квартира и город» запомнится жителям областного центра большой суетой, концертом, салютом, торжественным включением новой подсветки моста через Волгу и лекциями приезжих товарищей о том, что Саратов — прекрасный город. Убеждали нас бойко, с напором, как и положено людям, которым за это платят. Не получилось.
На форуме часто звучали странные слова применительно к известным саратовским стратегическим и топонимическим объектам. Сам термин «урбанистика» в наших нелечебных грязях отозвался гулким эхом. Заниматься у нас урбанистикой — всё равно что использовать инновации в деле подметания улицы.
На привокзальной площади пошли ещё дальше — затеяли реновацию. Разукрасили это место в разные цвета, установили довольно странные геометрические конструкции, сузили проезжую часть. В общем, плевались как водители, так и пешеходы. В соцсетях происходящее комментировали жёстко. Мол, приехали московские специалисты из числа лиц нетрадиционной сексуальной ориентации и всё перепахали на свой вкус.
Депутат Саратовской гордумы Юрий Ерофеев тоже поначалу вспылил. Сказал, что раньше таких пробок не было, довели-де людей до скотского состояния. Может, и градоначальника стоит уволить за такое…
Потом старшие товарищи образумили однопартийца, и Ерофеев заявил, что погорячился, поскольку сильно переживает за привокзальную площадь. Короче, выкрутился. А реновации остались.
Мне кажется, ошибка урбанистов в отношении Саратова в том и заключается, что к нам многие понятия и термины не применимы. Реновация — это улучшение, реконструкция, ремонт. То есть работы над тем, что уже есть, но вдруг перестало устраивать. В Москве, скажем, власть перестали устраивать пятиэтажки. Их решили снести за несколько триллионов, а взамен построить новые, комфортные дома. Ну потому что денег куры не клюют.
В Саратове слишком многое необходимо строить заново, а не реновировать. Нам нужно не улучшать, а создавать на ровном месте. Какие реновации возможны в пещере? Какую подсветку следует обновить в тайге, где её никогда не было? Как могут воздушные шарики взбодрить жителей землянки? И опять же — на какие шиши? А если деньги есть, может, мы сами придумаем, на что их пустить?
Что же касается привокзальной площади, то, конечно, хочется, чтобы она выглядела красиво. Как 30 лет назад, когда само здание вокзала радовало глаз, и общественный транспорт подвозил пассажиров к самому входу, чтобы не пришлось тащить тяжёлые чемоданы через всю площадь, как это все делают сегодня.
Чтобы не выглядеть совсем уж оголтелым критиком, скажу, что люди, работавшие над проведением форума, большие мастера своего дела. Три дня прошли не только в лекциях и беготне по улицам. Были интересные экскурсии, которые проводили местные краеведы. Хозяев и гостей вкусно кормили — на улицах и в помещении. Концерт устроили. Салютом оглушили. Подсветку моста включили, как гирлянду на ёлочке. Детишки кричат «Ёлочка зажгись!» — и восторгу потом нет предела.
Ещё группу какую-то привезли. Известную молодёжи. Получились как бы дни города, только в мае. Программа та же, но добавилась пара крупных VIP-особей.
На фоне этой суеты, за валом информационных поводов пустословие самых главных мероприятий было скрашено и завёрнуто в красивый фантик. СМИ активно вещали с различных площадок, которые модерировали федеральные чиновники, и цитировали многочисленных специалистов по современному устройству городского пространства. Но походило это больше на анекдоты.
Женщина из «Стрелки», например, опять сравнила Саратов с Амстердамом и Стокгольмом. Саратовцы привычно хмыкнули — вообще-то недавно и Копенгагеном называли. Так что ничего особенного. А если надо, то и «хаудуюду» спросим.
Тогда некто Филипс сказал, что наш город спроектирован почти как рай. Только глины у нас многовато, потому и грязь кругом. Но всё можно изменить! И начал рассказывать про архитектурные тонкости. А жители областного центра читали об этом и думали: при чём же тут малые и большие архитектурные формы, если с глиной ничего нельзя поделать? Красиво станет на уровне головы, но ниже колена останется привычная грязюка.
Да и что это за богохульство — насчёт проектирования рая? Мистер Филипс видел бумаги? Лично знаком с проектировщиком?
Гениальное предложение — продавать воздух. Тот же Филипс придумал.
— Саратов может использовать опыт Бахрейна, где владельцам низких зданий разрешили продавать воздух над их крышами тем, кто хочет построить рядом высотное здание.
Этот заграничный урбанист предложил нам жить, как в Бахрейне, где люди продают воздух. Не хочу! Хочу, как в Кувейте, где от добычи полезных ископаемых гражданам платят деньги. Родился ребёнок — ему три тысячи долларов на счёт. И образование там бесплатное, и пособия платят домохозяйкам…
Впрочем, хороший вид реально стоит денег. Я, когда квартиру с видом на Волгу продавал, отдельно этот момент проговаривал.
Но вот в чём проблема. Чтобы продавать воздух над крышей, надо сначала по всему побережью настроить небольших домиков и втюхать их людям вместе с возможностью торговать впоследствии воздухом. У нас же сразу строят высотки.
Хотя если за печально известной «Еленой» построить ещё более высокий небоскрёб, то воздух и тут можно продать. Правда, у нас скорее продадут право не быть застроенным более высоким зданием. Методом от противного.
Красивые слова — неизменный атрибут подобных форумов. Люди не знают, какая завтра будет погода, сколько будет стоить евро и пойдёт ли из крана вода, но им известно, какими должны быть современные города и что «наши города будут превращаться в оазисы жизни». Это замминистра строительства и ЖКХ РФ Чибис так сказал, когда назвал Саратов типичным русским городом.
То есть, по мнению чиновника, все типичные российские города сегодня оазисами жизни по определению не являются. И почему же это так? Кто виноват?
Судя по обилию общих слов, произнесённых совершенно разными говорящими головами, не покидало ощущение, что люди попросту не подготовились. Вот завтра вся труппа переедет в Самару, скажет ровно то же самое, и всё будет замечательно. Типичный город… Много мест, где можно вкусно поесть… Совсем как Роттердам…
И принимающая сторона благодарно закивает головой — да, мол, живём вот. Совсем как в Европе, только с глиной не знаем что делать. И бюджетные расходы на душу населения не растут.
А давайте искать своих Стивов Джобсов! Это председатель попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Александр Мамут предложил. Ой, давайте! И как это мы сами не догадались? Вон идёт какой-то доходяга! Держите его,
точно — он!
Ну и совсем уж повеселил, а кого и оставил в недоумении основатель института социального проектирования Джеф Спек. Мужик очень быстро составил мнение о Саратове. Ухватил суть и понял, чего нам всем не хватает. Ну, конечно, город должен стать пешеходным и велосипедным! А для этого больше надо вкладывать в развитие общественного транспорта. Чтобы человек доезжал на машине до исторического центра, бросал её на парковке и дальше ехал на трамвае.
Джефа не стали огорчать рассказами о том, как успешно на протяжении последних лет власти Саратова боролись с трамваями, планомерно выкорчёвывая из земли рельсы и шпалы. Да и что можно сказать человеку, который искренне убеждён, что саратовцы должны отказаться от личных авто в пользу великов? Он же не поверит, если сказать, что многие горожане сделали выбор в пользу здорового образа жизни и общественного транспорта давно. Поскольку их финансовые возможности не позволяют приобрести машину.
И вот что я скажу, подводя итоги прошедшего форума. Пускать пыль в глаза у нас всегда умели. Строительство потёмкинских деревень и планирование нью-васюкинского рая — национальный вид спорта. Урбанисты доказали это в полной мере. После чего саратовцы из яркого будущего вернулись в серые будни. Машина колесом провалилась в яму, воду горячую отключили, а за ней и холодную. В школах стало холодно — почти как на улице.
К нам действительно приезжали профессиональные продавцы воздуха. И они нам его реально продали!
Автор: Василий Кубриков