Музей саратовской гармоники расположен в самом центре города. Этот в своём роде единственный и уникальный музей и человек возглавляет особенный — актёр, художник и музыкант Павел Никитин.
— Павел, а вы себя больше кем ощущаете — актёром, музыкантом или художником?
— Три в одном. Все эти качества помогают мне чувствовать гармонику. Музыка и живопись — родные сёстры — об этом ещё великий Леонардо говорил. Я люблю любое красивое искусство.
Будь у меня возможность, я бы в Радищевском музее раскладушку поставил и спал бы там, у полотен БОГОЛЮБОВА. Напитывался всласть волшебной гармонией.
Радищевский музей — сокровище, которым наш город располагает. И музей гармоники тоже сокровище. Быть может, не такое легендарное, как Третьяковка Поволжья, но для души человека не менее важное. Я, кстати, довольно часто дарю созданные мной картины. Я и для нашего музея много чего нарисовал. Портрет РУСЛАНОВОЙ, например — мой дар нашему музею.
— Замечательный портрет. А откуда любовь к Руслановой?
— Из детства. Из рассказов о ней стариков. Она ведь наша, саратовская. И голос у неё, словно серебряный колокольчик, звучал во время Великой Отечественной. Русланова выступала перед фронтовиками чуть ли не на броне танков. Не боялась она пуль и смерти.
А вот когда в лагере сталинском оказалась, то категорически отказывалась перед лагерным начальством петь. Она вольной птицей была, наша великая землячка Русланова. Солдаты её любили. ЖУКОВ, великий маршал Победы, её ценил. Никто в мире не популяризировал так гармонику, как она, всенародная Лидочка.
— Павел, я слышала, что игру на саратовской гармонике приравнивают по сложности к игре на скрипке. А почему так?
— А потому что на одной клавише живёт две ноты. Гамма из семи нот легко уживается на четырёх кнопках.
— Вы поразили меня, когда начали мастерски играть, держа гармонь за головой, а потом за спиной. Это что — особый кураж?
— Ну да, я экскурсантов заряжаю оптимизмом, когда демонстрирую такое. У людей настроение поднимается. В старину умельцы часто так играли. Не просто слух порадовать, но и взор ублажить — такая у них была задача.
— Чрезвычайно удивилась, увидев в одной из витрин гармонику в виде сапожка. Расскажите, пожалуйста, о мастере, сотворившем такое маленькое чудо.
— С удовольствием. Автор этого красного сапожка-гармоники и ещё шестнадцати таких же пикколо в виде сапожка — Андрей Сидорович КОМАРОВ. Он был сыном сапожника и гармонных дел мастером. В нашем музее представлено немало его работ.
— Интересно, а из каких природных материалов чаще всего делается саратовская гармоника?
— Липа, берёза и другие породы деревьев, а некоторые детали изготавливалась и из красного дерева. Иногда гармоника изготавливалась из красного дерева. В нашей коллекции есть гармоника и из фанеры. Её преподнёс в дар музею художник Вячеслав КУРСЕЕВ. Его же замечательные полотна, изображающие старый Саратов, сотрудница политехнического университета дизайнер и доцент СГТУ имени Ю. А. Гагарина Светлана КУМОВА поселила в видеоролике, который демонстрируется посетителям музея.
— А какие инструменты можно назвать жемчужинами музейной коллекции?
— Каждая имеющаяся у нас гармонь по-своему шедевр. Комаровская, двухрядная, с полутонами гармонь — разве не уникальна?! Мастера Василия Алексеевича СМОЛИНА тоже уникальная гармоника. Они ведь все по-разному звучат! У каждой свой характер, своя душа.
— Подскажите, при соблюдении какого условия мастер мог оставлять на гармонике своё, авторское клеймо?
— Клеймо ставилось только в том случае, когда мастер делал инструмент от и до. Когда ничья другая рука не прикасалась к его творению.
— В своё время была расформирована фабрика, изготавливающая уникальный инструмент. Из старых мастеров остался кто-то в живых?
— По счастью, из знаменитых изготовителей — патриархов гармони в здравии Пётр Фёдорович ТЕКУЧЁВ. Из самой старой гвардии он остался только один, но должен сказать, что не менее интересно работают и такие замечательные мастера нового поколения, как Сергей ЛИПАТОВ, Олег АРИСТАРХОВ, Виктор БАКСАЛЯР.
— Значит, гармошка сейчас делается?
— Гармонь бессмертна! Поэтому она и создаётся, и звучит!
— А легендарных исполнителей на гармонике можете перечислить?
— Ну, если заглядывать в совсем старые времена, то это, конечно, Семён Павлович ПОРТНОВ. Согласно существующим легендам, когда он начинал разводить меха гармоники, комдив Василий Иванович ЧАПАЕВ выхватывал саблю и под впечатлением от игры так неистово размахивал ею, что бойцы разбегались кто куда, опасаясь, что комдив в пылу эмоций поранит, а то и порубает кого-то из находившихся по соседству. Портнов играл, говорят, настолько эмоционально сильно, что это буквально подхватывало людей, как смерч. Ну а имена наших современников, в чьих руках гармоника буквально говорит, думаю, известны многим. Это Александр Курдюмов, Сергей ШАЛИМОВ, Игорь КАРЛИН, Евгений ЯРКИН, Артём Дробышев, Геннадий Ганюшкин. В руках каждого из перечисленных мной артистов гармоника превращается… в целый оркестр. Эти люди не только «Ах, вы, сени, мои сени» или «Я на горку шла», но и самую сложную классическую музыку могут исполнять на гармонике. Мне, грешному, до них как до луны.
— Вот он, повод поговорить о лично вашем музыкальном «оснащении». А вы в каком возрасте научились играть?
— Лет в десять. В тогдашнем Дворце пионеров. В ансамбле «Колокольчик» у Станислава Николаевича ПОПОВА. Отец предложил мне подарок на выбор — хоккей или гармоника. Я выбрал гармонику, и мама отвела меня во Дворец.
— Именно за игру на гармонике вы стали лауреатом Международного фестиваля живописи и музыкального искусства в Ла Бурбуле в 2013 году. Расскажите, как французы воспринимали русский национальный инструмент?
— С улыбками. Они сразу, немедленно хотели взять саратовскую гармонику в руки, рассмотреть и поиграть на ней.
— Вы отдавали?
— Не-а. Как можно родную барышню и в чужие руки?! Слушать и смотреть одно, а прикосновения — совсем другое. Это уже фамильярность! (Улыбается. — Авт.). Ну а если серьёзно, то фестиваль получился замечательный. И много творческого народа со всего мира приехало в маленький городок. Музыка объединяет людей. Французы, итальянцы, иранцы, русские, словаки — кого только не было на фестивале. И каких только удивительных народных инструментов я там не видел!
— В чём для вас феноменальность саратовской гармоники?
— В том, что этот инструмент от рождения мажорный. Он куда больше улыбается, чем грустит. Да, есть название «Саратовские страдания». Но это не тоска. Это страдания, осветляющие душу! В «Саратовских страданиях» ощутима надежда, что не сегодня-завтра всё образумится.
— Рассказывая о музее, вы набросили на шею клоунский шарф. Это ритуал или случайность?
— Это ритуал. В детстве, если честно, я очень хотел стать ковёрным, то есть клоуном. Мне нравится смешить людей, создавать доброе и весёлое настроение. При виде кошки или собаки, выгуливаемых на проспекте, я могу по-кошачьи или собачьи заговорить так, что и эти питомцы, и их хозяева начнут растерянно искать взглядом неизвестную животину. А потом рассмеются, обнаружив по соседству только меня.
Мне кажется, что смех спасает душу сильнее всего остального. Гармонику неслучайно любят многие клоуны: в этом инструменте есть кураж. И весёлость нрава. Украшая витрины нашего музея, я специально отыскивал фарфоровые статуэтки с клоунами, чтобы расселить их между гармоник. Потому что там, где клоуны, всё должно улыбаться. Клоуны, гармоники, лошадки… это всё словно из мира детства.
— С чего вообще началась история саратовской гармоники?
— С тульских мастеров и Нижегородской ярмарки. С братьев КАРЕЛИНЫХ в 1879 году. У них была артель, и они с мастерами делали гармоники.
— А знаменитые колокольчики на гармонике с чьей лёгкой руки возникли?
— Вот об этом история умалчивает. Есть легенда, что братья Карелины ездили на Валдай и под впечатлением от тамошних перезвонов загорелись идеей сделать уникальную гармонику.
— О чём вы как творческая личность и директор очень саратовского и очень особенного музея мечтаете?
— Мне хотелось бы, чтобы гармоника звучала в современном мире как можно чаще. Это ведь один из самых мощных и красивых брендов Саратова. Вот подлетает самолёт к Саратову — и почему бы не звучать в этот момент заветным серебряным колокольчикам?! Пусть у саратовцев от этой музыки сразу счастливые эмоции начинаются! А гости города пусть дивятся и заинтриговываются: вот оно, оказывается, какое это саратовское чудо!
У нас на проспекте установлен памятник саратовской гармонике работы скульптора Владимира Пальмина, фестиваль документального кино носит название «Саратовские страдания», наш замечательный скульптор Андрей ЩЕРБАКОВ работает ныне над памятником Лидии Руслановой, певице, чей голос неотрывен от гармоники.
Любая, самая знаменитая вещь нуждается в популяризации, в культивировании явления. Гармоника — уникальна. К нам в музей приходят иностранцы, и я вижу, как они восхищаются, какой искренний восторг вызывает у них звук родного нам инструмента.
Как директор музея стараюсь «отлавливать» знаменитых земляков, приезжающих на землю Саратовскую. Евгения МИРОНОВА вот поймал, он с удовольствием с гармоникой попозировал. Хочется, чтобы посещение нашего музея вошло в программу именитых соотечественников и гостей города. Потому что побывать в Саратове и не увидеть саратовской гармоники — это примерно то же самое, что, приехав в Саратов, не увидеть Волги.
— Насколько я вас поняла, в вашем понимании гармоника — неотъемлемая часть исторической, генной памяти саратовцев?
— Абсолютно точно! Причём я убеждён, что так думают тысячи людей. Это инструмент инструментов для многих поколений. Я, кстати, имею в виду даже не седую старину, а события сравнительно недавних лет. Во времена моего детства, несколько десятилетий назад гармоника жила едва ли не в каждом доме. Летом наши родители, наши деды, отправляясь отдыхать на волжские острова, брали с собой гармоники, и гармонные переливы разливались по вечерам над Волгой.
Гармошки словно соревновались, форсили друг перед другом своим выговором, своей мелодией. В старинные времена купцы, торговые люди почти всегда плавали, беря с собой гармониста. Это было частью музыкальной культуры и неотъемлемой приметой нашей местности. Гармонь широко звучала над Волгой… Хорошие это были времена… Гармоника, белуга, стерлядь, приязнь людей друг к другу — ничего из этого драгоценного ряда ещё не перевелось тогда в миру.
— У вас есть личный рецепт повышения настроения, когда вам становится печально или тяжело?
— Надо попытаться помочь кому-то, и сразу на душе полегчает. Тех, кому нужна помощь, — много. Я вот люблю взять буханку хлеба, идти по городу и, отщипывая от неё мелкие крошки, оставлять за собой эдакий хлебный шлейф. Знаете, сколько птиц сразу слетается — особенно зимой, когда для пернатых лютое время. Да что там птицы! На любом перекрёстке найдётся старик или старушка, кого надо перевести на другую сторону улицы… Иногда надо просто сказать незнакомому человеку с грустными глазами, что у него всё будет хорошо. Он изумится, конечно, зато уверится в благом прогнозе…
— И он сбудется?
— Конечно! Все благие, от сердца идущие пожелания в мире сбываются. Ни одно не остаётся неуслышанным.
Выйдя из музея, я почувствовала себя словно заряженной благой, позитивной энергетикой. Я произнесла по складам: гар-мо-ника. И вдруг поняла ещё одно символическое и мощнейшее чудо этого инструмента. В его названии живёт богиня победы Ника. А она к кому попало не идёт. Так что всё символично! Там, где гармонь — там и победа.
Автор: Светлана Дементьева