Главная / Издания / Космический молоток

Космический молоток

Космический молоток
30 октября 2017

Фото: kineshemec.ru

Saratovnews

Очередной российский фильм – не шедевр, но несомненно достоин внимания. Патриотическое кино явно в фаворе. Жаль только, что почти все эти ленты – о великих победах в советском прошлом.

"Салют 7", 2017, Россия, режиссер Клим Шипенко, в ролях: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Александр Самойленко, Мария Миронова, Виталий Хаев, Оксана Фандера, Игорь Угольников.

Не успели, как говорится, остыть кресла, в которых сидели зрители фильма о выходе человека в космос "Время первых", как на суд российских киноманов вынесли новую ленту. И тоже основанную на реальных событиях. Единственно о чем хочу заранее предупредить – не читайте до просмотра фильма "Салют 7" отзывов о нем настоящих космонавтов. Не портьте себе впечатления. Оценивать нужно не сходство с тем, что происходило на самом деле, а конечный продукт. А тут конечный продукт, что называется, зацепит и самого толстокожего. Есть в картине моменты, когда и мурашки пробегут, и слезы навернутся. И даже гордость за великую страну испытаете. Которой, правда, давно уже нет.

Речь в фильме идет о том, как в 1985 году советская орбитальная станция "Салют-7" неожиданно полностью потеряла управление и перестала отвечать на сигналы, посылаемые из Центра управления полётами. Для устранения неисправностей на станцию отправляются два советских космонавта. По фильму это Владимир Федоров и Виктор Алехин, их реальные прототипы – Владимир Джанибеков и Виктор Савиных.

Падение на Землю могло обернуться катастрофой. Особенно если учесть, что случилось бы это на фоне "холодной войны". Горбачев только-только пришел к власти и успел пока только ввести сухой закон. Кстати, последнюю тему неоднократно обыгрывают в фильме. Герой Владимира Вдовиченкова протащил на корабль спиртное. Мужики глотают горячительные капли и занюхивают плоскогубцами. Такой специфический космический юмор. Мол, сухой закон-то на земле ввели, а мы в космосе. Вдовиченков потом вообще закурит (будет повод).

К слову, "Салют 7" посмешнее будет своего космического предшественника. "Время первых" все-таки более идеологически выдержанный. А тут можно спокойно порассуждать о теме секса в космосе. О том, что на земле космонавтов нужно готовить к этому делу на специальных тренажерах.

Хорош и первый космический таракан, невесть откуда появившийся уже в невесомости. Потом хлоп на иллюминатор. И побежал. Проводить эксперименты.

А еще смешно, когда Вдовиченков, вернувшийся недавно из космоса, стоит на балконе с женой, роняет стакан на землю и удивляется:

- А как это?

Почему еще важно отремонтировать станцию или принять решение о ее ликвидации? А чтоб наши передовые технологии не попали в руки американцев. Черт побери, а ведь было такое! Было! Ну когда американцы охотились за нашими передовыми технологиями. То есть им это было надо!

Наши космонавты в минуту отчаяния видят старт шаттла. А в финале американцы, подлетевшие к станции и видящие, что советские ребята ее починили, отдают нашим честь. Ну потому что мы лучшие.

Очень хорош Александр Самойленко. Эмоции главного в ЦУПе, когда постоянно приходится решать жизненно важные вопросы, в том числе о том, кого из космонавтов вернуть на Землю, а кого оставить на орбите (кислорода оставалось только на одного), актер передал замечательно.

С его же участием звучит едва ли не главный диалог на тему – на фига мы все это делаем?

- Степаныч, мы за что бьемся? Рискуем жизнями ребят. Это же просто 20 тонн железа.

- Это репутация советской космонавтики…

Сравнивать американскую "Гравитацию" с "Салютом 7" все равно что сравнивать звучащих в отечественной ленте "Землян" с Майклом Джексоном. (Вообще в фильме много музыки – современной и советской. Звучит "Почему я водовоз", "Арлекино" Аллы Пугачевой. Ну и "Трава у дома", куда ж без нее.) Хотя стоит отметить, что наши спецэффекты не выглядят совсем уж топорными. Учатся потихоньку, чего уж.

Собственно все, что может плохого произойти в космосе, происходит с нашими героями. Как и в фильме "Время первых". И там, и там космонавтов посещают галлюцинации. В "Салюте 7" герою Павла Деревянко кажется, что американцы пытаются стыковаться со станцией, и он спешит открыть им люк.

Если капля воды может попасть в отсек и навредить, так и будет. Попала и навредила. Да так, что пришлось тушить пожар в открытом космосе.

Ну и уже общим местом для российских фильмов о космосе становятся злобные военные, которые предлагают сбить станцию. В фильме "Время первых", помнится, они подзуживали Королева прекратить поиски приземлившихся где-то космонавтов. Упыри! Хабенского с Мироновым искать не хотели!

В финале "Салюта 7" мы наблюдаем триумф советского молотка, коим герой Вдовиченкова отбивает железку, не дающую развернуться солнечным батареям орбитальной станции. Бил-бил, и отбил! Назло врагам и тем, кто уже не верил в успех.

И, конечно, все подвиги наши ребята совершают вопреки приказам с земли. Никакой дисциплины! Стыкуются со станцией, пока не было связи. Самойленко выходит на связь, а все уже готово! Как? Что? Да ладно, чего мы зря крутиться будем…

На земле принимают решение об эвакуации одного космонавта. Даже дают другому проститься с семьей. А мужики на орбите переиграли и пошли чинить эту чертову солнечную батарею. Потому и молоток – как символ воли к победе – вполне органичен.

Удивительно, но, по информации сайта Кинопоиск, "Время первых" и "Салют 7" имеют абсолютно одинаковые показатели в графах "расходы" и "сборы". Оба фильма обошлись их создателям в 400 миллионов рублей. А отбить удалось по 9 миллионов долларов. То есть продюсеры оказались в плюсе, из чего делаю вывод – скоро появятся новые фильмы о покорении космоса советскими людьми.

Почему, кстати, до сих пор не снято ленты о полете Германа Титова? Ну второй, и что? Зато приземлился в Краснокутском районе. Нам было бы приятно…

Валерий Кедров

Оставить комментарий