8 ноября в театре оперы и балета состоялся юбилейный вечер автора и исполнителя своих песен, заслуженного артиста России Сергея Трофимова. Он привёл зрительный зал в восторг: во время исполнения нескольких произведений раздавались громкие аплодисменты, крики «Браво!», а многие восторженные слушатели танцевали. Песни были от философских — на тему впечатлений от посещения кладбища Сен-Женевьев-де-Буа в Париже, где похоронено много русских эмигрантов, до популярной о Сочи, в котором «шашлычок под коньячок вкусно очень».
— В начале вашей творческой деятельности был ли какой-либо исполнитель старшего поколения, кумир, на которого вам хотелось бы походить?
— Конечно. Их было много. Группа AC/DC, группа Yes, «Роллинги» (The Rolling Stones), конечно. The Beatles. Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ. Александр ГАЛИЧ. Все, кто работали по-настоящему.
— Что за среда, люди, которые сформировали вас как личность? О ком или о чём вы чаще всего вспоминаете?
— Когда учился в институте, у нас была своя очень интересная компания: кто-то из нашего института, кто-то из театрального института, кто-то из консерватории. Мы вместе проводили время, «тусили». И помимо музыки и творчества, нам друг с другом было просто интересно. Именно там я познакомился с трудами БЕРДЯЕВА, СОЛОВЬЁВА, ФЛОРЕНСКОГО. С ВЕБЕРОМ, Адамом СМИТОМ… Люди в компании были продвинутыми, и именно эта среда меня во многом сформировала.
— А в каком институте вы тогда учились?
— Это был Институт культуры в Москве, где я проучился три курса. Потом год учился в консерватории на отделении «Теория и композиция», но консерваторию я так и не закончил.
— После какого произведения из вашего репертуара вы поняли, что к вам приходит известность?
— «Аристократия помойки». Эта песня вдруг стала звучать буквально отовсюду. Я сам этого не ожидал.
— Как обычно проходит ваш день?
— В работе или в дороге. Наша жизнь такова: мы — кочевники.
— А в дороге что-то сочиняется?
— Конечно! Дорога — это великая вещь. Для русского человека дорога — это всё!
— Что вы предпочитаете: поезд, самолёт?
— Поезд совсем не переношу. Больше всего люблю ездить на машине. И когда сам за рулём, и когда едешь и смотришь в окно на пейзажи, на людей, которые встречаются, — это самое большое удовольствие для меня. Меня приучила путешествовать жена. Раньше я путешествовал просто по необходимости. А жена — очень хороший фотограф. Она видит совершенно по-другому мир. И когда мы с ней, я не перестаю удивляться: она замечает такие мелочи, на которые я раньше внимания не обращал. А теперь я тоже замечаю и ландшафты, и дома — всё то, что делает жизнь неповторимой.
— Был ли у вас соблазн Западом?
— Вы знаете, для меня нет такого деления, как Запад и Восток. Есть мировая цивилизация. Люди, которые творят то, что является достоянием человечества. И совершенно без разницы, где это происходит: на Западе или в России. Государство — это условность. А мир — он един. Потому что Бог един.
— Почему в нашей стране, где столько голосистых и способных артистов, такая убогая профессиональная эстрада?
— Я не сказал бы, что она убогая. Просто тут работают те же рыночные отношения, что и везде. Производится то, что потребляется. Это вина не музыкантов… Можно делать штучный товар, но не факт, что он продастся, потому что будет очень дорогой. А можно выпускать что-то типа попкорна или чипсов, и это будет востребовано всегда. А всё остальное уже зависит от культуры. Что такое культура потребления? Есть общий интеллектуальный уровень. К сожалению, во всём мире он сейчас очень невысок. Это издержки цивилизации. Издержки общества потребления.
Понимаете, мы всё время смотрим на искусство в отрыве от всех мировых процессов. А в мире сейчас происходит глобальный перелом. Исчезает капиталистическое общество. Ему на смену приходит совершенно другое общество, которое пытается решить проблемы практически неразрешимые: занятость людей, их трудоустройство, перенаселённость и т. д. и т. п. И масс-культура — один из инструментов, которые отвлекают от этих проблем, поэтому она так построена — что у нас, что у них. Чтобы это было жвачкой.
Да и потом настоящее искусство всегда было элитарным. Вспомните МОЦАРТА. Его ведь тоже не крестьяне слушали, а графы. Искусство всегда элитарно. А масс-медиа всегда было на потребу всем. Другое дело, что уровень масс-медиа неизбежно падает. Во всяком случае, мне так кажется. Ведь если слушать ту же эстраду, музыкальный материал 60, 70-х годов и нынешнюю — это небо и земля. Считаю, что это цивилизационные издержки, и нам приходится за них платить.
— Что вы думаете о нынешнем времени? Вам в нём комфортно?
— Абсолютно. Что такое время? Я не мыслю категориями глобальными, мировыми. У меня есть любимая женщина, любимые детки, любимые друзья, работа. Вот это и есть моё время. А само время? Оно всегда дикое. Я благодарен Богу за то, что живу сейчас, здесь, в нашей стране, с нашими людьми.
— Какую музыку слушаете для собственного удовольствия на досуге?
— Для удовольствия? Вот сейчас — Нэт Кинг КОУЛ. Четыре пластинки собрал, слушаю. Потрясающий дядька! А так по работе приходится слушать всё, что производится современным прогрессивным человечеством.
— А кто ваш любимый композитор?
— У меня их много. ПУЛЕНК, ДЕБЮССИ, ДВОРЖАК, МУСОРГСКИЙ, ПРОКОФЬЕВ, ШОСТАКОВИЧ…
— Скажите, пожалуйста, а себя вы относите к жанру авторской песни, к шансону, или ваше творчество занимает какую-то иную нишу?
— Вы знаете, я в жанровых категориях не силён. По мне, это условное деление. Это надо, чтобы на полках магазинов диски по рубрикам покупали. А так… Сейчас происходит слияние всего и вся. Подлинное искусство всегда стоит вне жанра. Я пытаюсь идти к этому. Может быть, неумело и неловко.
— Каковы отличительные черты вашего характера?
— Думаю, сдержанный оптимизм.
— Ваше представление о счастье?
— Счастье — это гармония. Гармония того, что в окружающем мире, и того, что в тебе. Если эти две составляющие совпадают, это и есть счастье.
— Ваше любимое изречение или афоризм?
— «Мы все умрём!» Более оптимистичного я не слышал (смеётся).
— Есть ли в вашей жизни то, что вы ещё не успели осуществить?
— Да. Например, сегодняшний ужин (улыбается). Я не мыслю глобальными категориями. Живу сегодняшним днём.
— Где лично вы черпаете позитив?
— В вас, например. В людях. Самая большая удача на земле — встретить человека. Неважно, какого. Случайно или не случайно. Человек — это Вселенная. Когда встречаешь какого-то человека в жизни, ты просто от самого факта встречи с ним испытываешь вдохновение и радость.
— Что для вас в этом году стало самым светлым и радостным?
— Самую большую радость и облегчение я испытал от одного события. У дочки есть собака — Боб. И его покусал боксёр. Мы с женой думали, что он умрёт. А Боб выжил, выздоровел, и это для меня сейчас самое большое счастье.
Автор: Татьяна Лисина