Главная / Издания / Кому мешает «Автогрейд»?

Кому мешает «Автогрейд»?

Кому мешает «Автогрейд»?
31 января 2018

Автор: Станислав Орленко

МК в Саратове

№06 (1067) 31.01.2018

Флагман дорожно-строительной сферы Саратовской области считает, что в местных СМИ началась кампания по его дискредитации

Дороги в России — вечная тема для критики. Наша область не только не исключение, скорее, наоборот. Но одно дело, когда, проезжая по дороге, ощущаешь ухабы и неровности своими боками, — тут всё ясно. Однако бывает и наоборот. Те, кто едут, уверены: дорога хорошая. А им вдруг говорят: что вы, она очень плохая! Её строили с кучей нарушений, с мошенничеством, хищениями и злоупотреблениями — в этом уверена всемогущая пресса, и мнение проезжающих значения не имеет. Так же и с дорожными строителями: все знают, что есть фирма, которой можно доверять, лауреат многих наград и обладатель различных регалий. И вдруг — сенсация в СМИ: оказывается, там работают жулики и мошенники. Именно так выглядит ситуация вокруг известного АО «Автогрейд».

 

Репутацию разрушают по сантиметрам

Что представляет собой АО «Автогрейд»? Каждый, кто знаком с положением дел в дорожном строительстве Саратовской области, скажет, что это одна из самых известных компаний в данной сфере, занимающаяся наиболее масштабными проектами и многократно подтвердившая свою репутацию надёжного рабочего партнёра. Работы с участием «Автогрейда» всегда отличаются  высоким качеством, проводятся строго в установленные сроки с использованием новейших, часто уникальных технологий. Признание на уровне всей страны фирма получила давно и стремится «держать марку», оставаться на высоте поставленных задач и вызовов времени.

За примерами далеко ходить не надо: в октябре минувшего, 2017 г. в Москве подводили итоги престижного федерального конкурса «Дороги России». В номинации «Инновация года» АО «Автогрейд» одержало уверенную победу — наградой отмечена применяемая фирмой технология литого асфальтобетона, отлично зарекомендовавшая себя во время работ не только в Саратовской, но и в Тамбовской, Астраханской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской областях. География объектов «Автогрейда» обширна, и везде его работу сопровождают самые лучшие отзывы.

Однако, оказывается, всё не так просто, вернее, не всё так прекрасно. На днях на сайте известного информагентства «Взгляд» появилось сообщение, суть которого можно передать так: работники «Автогрейда» в течение многих лет искусно маскируются под мастеров своего дела, профессионалов дорожного строительства и вообще порядочных и надёжных людей. На самом деле эта солидная и всем известная компания представляет собой некую «шарашкину контору», занимающуюся мошенничеством и хищением бюджетных средств по сговору с такими же нечестными чиновниками областного правительства. Причём начались эти «тёмные махинации» якобы не сегодня — ИА «Взгляд» ещё два с лишним года назад предупреждало, что со строительством автодороги Озинки — Перелюб, которым занимался «Автогрейд» по госконтракту с министерством транспорта и дорожного хозяйства правительства Саратовской области, дело обстоит нечисто. И вот, пожалуйста, — худшие опасения подтвердились, возбуждено уголовное дело.

Пора, наконец, разъяснить заинтригованному читателю, что же произошло с этой дорогой в отдалённых районах области. Казалось бы, трасса давно сдана в эксплуатацию — ещё летом 2016-го — и вполне успешно функционирует. Ан нет, прокуратура области решила провести проверку давно уже построенного объекта и пришла к 

неожиданным выводам, которые и были опубликованы на официальном сайте надзорного ведомства 19 января нынешнего года.

Суть сообщения такова.

При проведении проверки соблюдения требований законодательства при приёмке и оплате работ по строительству автодороги надзорный орган установил, что в декабре 2015 г. между министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и АО «Автогрейд» был заключён госконтракт по выполнению дорожно-строительных работ по объекту автодороги Озинки — Перелюб на участке отмыкания на п. Новозаволжский — граница Перелюбского района. По результатам выполненных работ из бюджета на расчётный счет АО перечислено 71 млн руб.

Хорошо, это известно. А где же на этой дороге собака зарыта? Оказывается, вот где — под слоем щебня.

«Однако в ходе проведения обследования участка автомобильной дороги выяснилось, что средняя толщина уложенного слоя щебня не соответствует сметной документации и составляет фактически 40 сантиметров, а не заявленные 43 сантиметра. Разница в стоимости работ по устройству принятого слоя щебня составляет более 1,5 миллиона рублей, чем причинён ущерб областному бюджету».

Всё это стало поводом для обращения прокуратуры в следственные органы для дачи правовой оценки. По результатам рассмотрения направленных материалов «возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере). Ход расследования находится на контроле у прокуратуры области».

Вот тут «Взгляд» и поспешил обрадованно напомнить: мы же предупреждали! Заодно и добавили к прокурорской формулировке «мошенничество в крупном размере» свои уточнения, что это есть не что иное, как расхищение бюджета по сговору с чинушами (сотрудники надзорного органа от таких определений на нынешнем этапе воздержались).

Вот так, думали, что всё хорошо, а там, оказывается, всё плохо. Благополучный до сих пор объект дорожного строительства превратился в точку приложения усилий борцов с коррупцией и разоблачителей закулисных махинаций в коридорах власти, куда проникают тёмные коммерсанты, ворующие у дороги сантиметры щебня. Надо было бы ещё провести расследование — во что эти сантиметры в итоге вылились, в какие незаконно полученные блага для чиновников и предпринимателей (как в известном анекдоте, где речь идёт, правда, не о толщине уложенного слоя щебня, а о ширине всей дороги).

 

По давно остывшим следам

Первым откликнулось на шум в медиа-пространстве областное министерство транспорта и дорожного хозяйства, которое борцы за правду постарались представить одной из «сговаривающихся» сторон. В своём разъяснении ситуации дорожно-транспортное ведомство обратило внимание на такую деталь: контрольные мероприятия прокуратуры, на основании которых и были сделаны выводы о несоответствии толщины фактической дорожной «одежды» той, что указана в сметной документации, проводились не «по горячим следам», а по совсем холодным — полтора года спустя после ввода объекта в эксплуатацию. За это время много воды утекло, дождей прошло, ветров пронеслось, транспорта по дороге Озинки — Перелюб проехало. Выявилось несоответствие в 3 см, которое тут же перевели в полтора миллиона.

А вот в августе 2016 г., когда дорога сдавалась, проводилась приёмочная диагностика, причём проводила её независимая организация, не завязанная ни на облминтрансдоре, ни на «Автогрейде». И, представьте себе, все параметры так называемой дорожной «одежды», в том числе и толщина, были признаны полностью соответствующими нормативным требованиям. Напоминаем, это была диагностика «по горячим следам».

А вот официальный ответ акционерного общества «Автогрейд» по поводу исчезновения злополучных сантиметров щебневого покрытия:

«28 декабря 2015 года между министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по результатам электронного аукциона с АО «Автогрейд» был заключён государственный контракт № 0160200006815000034-0627154-01 на выполнение работ по строительству автодороги Озинки — Перелюб на участке отмыкания на п. Новозаволжский — граница Перелюбского района в Озинском районе Саратовской области.

Работы по государственному контракту были выполнены с надлежащим качеством, что подтверждается актами выполненных работ, актами приёмки скрытых работ, актами приёмки ответственных конструкций, ведомостями промеров и отсутствием со стороны государственного заказчика претензий по качеству выполненных работ.

Государственный заказчик на протяжении всего срока строительства осуществлял контроль за соблюдением исполнения требований нормативных документов.

На объекте строительства осуществлялся постоянный мониторинг качества работ со стороны СМИ, общественных организаций и правоохранительных органов РФ.

По прошествии полутора лет с момента сдачи объекта в эксплуатацию в СМИ появляется информация о несоответствии качества работ в части толщины слоя щебня. Данное мнение не соответствует компетентным выводам, отражённым в приёмочной диагностике независимой организацией ООО «ДорТехПроект+», проведённой на момент завершения работ.

Кроме того, согласно «СП78СП78. 13330.2012 Автомобильные дороги» при приёмке работ максимальное отклонение по толщине каждого слоя допустимо от -15 до +20 миллиметров. Согласно проектно-сметной документации на данном объекте предусмотрено устройство трёх слоёв основания-покрытия из щебня толщиной 18, 13 и 12 сантиметров. Соответственно, допускаемое отклонение возможно от -45 до +60 миллиметров.

Устройство твёрдого покрытия из асфальтобетона проектом не предусмотрено, вследствие чего эксплуатация данного участка автодороги в течение полутора лет могла тоже привести к изменению толщины слоя, особенно при проходе тяжёлой техники или очистке снега в зимние периоды.

Указанную информацию считаем не-обоснованной, непроверенной и порочащей деловую репутацию АО «Автогрейд», так как две судебные инстанции правомерно не подтвердили факт о возможном коррупционном сговоре между заказчиком и подрядчиком.

Создаётся впечатление о целенаправленной дискредитации АО «Автогрейд» с целью нанести ущерб его деловой репутации и создать негативный образ в СМИ».

Вот видите — две судебные инстанции коррупционный сговор не признали, а зоркие и бдительные журналисты его обнаружили и тут же обнародовали свои предположения, не заботясь (или, наоборот, позаботившись?) о том, в какое положение перед читателями они ставят дорожно-строительную компанию с давно заслуженной репутацией, с прекрасным портфолио, со множеством объектов федерального и регионального значения.

Всё это нарабатывалось в течение многих лет, а теперь может быть перечёркнуто тремя сантиметрами, недостающими на щебневом покрытии? Трудно поверить, что солидное предприятие пойдёт на такое, сделает столь странный и опрометчивый шаг. Три сантиметра щебня многолетней репутации и доброго имени явно не стоят.

Ну а мы будем ждать решения по уголовному делу — возможно, оно прольёт свет на ситуацию, которая выглядит не только тёмной, но и нелепой.

Автор: Станислав Орленко

6 комментариев