Главная / Издания / Пасынки агломерации

Пасынки агломерации

Пасынки агломерации
08 мая 2018

Saratovnews

Мозговой штурм

 

– Это ж надо так убить дорогу! Губернатора по ней провезти разок! А лучше – несколько раз, туда-сюда, тогда сразу деньги на ремонт найдут!

Мой отец – добрейшей души человек, но 18 километров дичайшего бездорожья между Елизаветино и Кочетовкой (Аткарский район), которые мы преодолеваем примерно за час, выводят его из себя.

Останавливаюсь, чтобы переложить звенящий скарб. Из багажника вываливается пятилитровка «Архыза». Острый край ямы, из которых состоит здешняя дорога, разрезает ее пополам. Вода не заполняет провал и на треть.

Когда меня спрашивают, сколько километров до нашей дачи в деревне, я всегда говорю, что расстояние – величина не существенная. Гораздо важнее – время, за которое добираешься из точки А в точку Б.

Местные жители так и оценивают работу власти. Говорят, что раньше доезжали от Кочетовки до Елизаветино за 20 минут, а теперь – за 50. Вот реальный показатель состояния нашей дорожной инфраструктуры. Его можно потрогать. Ощутить, так сказать, на себе. Особенно если задумаешься за рулем и случайно разгонишься до 15 км/ч.

Штамп советских газет: строили дорогу на условную Кочетовку и писали потом «Кочетовка стала ближе!» Сегодня Кочетовки становятся все дальше. Дрейфуют от областного центра как айсберги, отколовшиеся от Антарктиды.

Понимаю, что сейчас любой саратовец назовет еще пару десятков известных ему направлений, где асфальт – диковинка. Потому даже не хотел сперва указывать конкретную дорогу. А с другой стороны – почему нет? Обязательно ведь найдется тот, кто скажет, что мы всё придумали. Ну кто читает только правительственную прессу и не выезжает дальше своего двора.

Домик в деревне мы приобретали, говоря современным языком, для агротуризма. Места здесь дикие, лисы ходят пешком через двор, бобер может перед машиной проселок перебежать. Зато сельскохозяйственная продукция настоящая, а не «фермерская» из магазина.

Асфальтированная дорога ведет только сюда. Случайных людей не бывает. Отсюда и пессимизм относительно перспектив дорожного ремонта. Денег нужно много, а политических дивидендов из открытия отреставрированной дороги на Кочетовку и Белгазу много не извлечешь. Тем более что все важные выборы уже прошли, до следующих не всяк и доживет.

Идея с Саратовской агломерацией замечательна, поскольку позволяет сосредоточить финансы на решении вполне конкретных задач. В частности, ремонта дорог близ областного центра. С удивлением обнаружили, что весьма приличная дорога теперь связывает Саратов с Аткарском. Километров десять не дошли до райцентра, но дойдут. Вспоминали, какая стиральная доска тут была, и как стало. Ну хорошо же!

Но масса жителей губернии оказались за чертой агломерации. А они тоже платят налоги и имеют полное право на такие же ровные дороги. И мне непонятно, как чиновники, которые (если) сюда приедут, будут объяснять, почему житель Татищевского района ездит по хорошим дорогам, а житель Аткарского должен обождать лет 5-10. Или 20?

Да собственно разве житель агломерации не выезжает за ее пределы? Надо тогда было предупреждать. Особенно с учетом перераспределения средств. Ведь если в одном месте прибыло, то в другом убудет. Если в агломерации дороги станут лучше, значит, за ее границами – хуже.

Когда областные власти говорят, что за последние годы ситуация с дорогами в регионе улучшилась, это лукавство. Еще говорят – «только слепой не видит…» Да, только слепой не видит, что улучшается в одном месте, а в полный упадок приходит во всех остальных.

О приоритетах в более широком смысле задумываюсь всякий раз, когда влетаю колесом в очередную яму. И не важно, где это случилось – в Саратове или под Аткарском. Когда едешь из Елизаветино в Кочетовку или по облагороженной Рахова. И каждый раз вспоминаю, что деньги на ремонт конкретно этой дороги были направлены на строительство шикарных футбольных стадионов в преддверии чемпионата мира. Хотя после провала олимпиады и шлейфа допинговых скандалов можно было и пересмотреть приоритеты. Почему не повернуться лицом к своим собственным гражданам? Почему не спросить, что им нужнее – футбол или дороги? Всё важно, но что важнее?

Та же Кочетовка стала дальше от Аткарска, а, значит, скорая к больному доедет на полчаса позже. Тут нормативы не работают. Как доедут, так и доедут. Если не встанут в поле из-за поломки. И не мне вам рассказывать, что подчас счет идет на минуты. Опоздала скорая на полчаса и констатировала смерть. Объясняйте потом родственникам усопшего, как это нужно, чтобы мужчины-миллионеры играли в мячик на зеленой травке.

Дикое бездорожье и на мышление влияет. Защемило у мужика сердце, огнем жжет изнутри. В Аткарск ехать? Ну да, вот еще! Ничего, переможется, пройдет. Не прошло. Схоронили хорошего дядьку.

Молодых специалистов мечтают заполучить. Чиновники рассказывают о подъемных для учителей и врачей. Миллион сулят. Требуют от муниципалитетов предоставить приезжим жилье. Да какие к черту подъемные! Два раза в Саратов съездишь из такой Кочетовки и сбежишь отсюда, побросав личные вещи. Отдашь и этот миллион, и еще приплатишь, чтоб только никогда больше не видеть этой убогости и нищеты!

Наше бездорожье – не столько экономическая, сколько нравственная категория. Таково отношение государства к гражданам. Вам и так сойдет, как бы говорит оно. Вы будете и дальше платить налоги, а потом еще – за ремонт своих авто, которые разбиваете на убитых дорогах. И сами разобьетесь. К вам не приедут вовремя скорая помощь, пожарная машина и полиция. Но выжившие смогут прилететь в Сочи и покататься на горных лыжах.

У жителей нашей деревни нет никаких иллюзий относительно того, что хорошей дороги, поддерживаемой в нормативном состоянии, им не дождаться. Ну потому что после футбола будет какой-нибудь настольный теннис или серфинг. В лучшем случае когда-нибудь сделают пресловутый ямочный ремонт. Но хватит его на один сезон.

В общем, на выборах могут быть выдающиеся проценты, но что на самом деле думает избиратель о власти, он говорит, когда едет из Елизаветино в Кочетовку. Только цитировать в СМИ это нельзя. Роскомнадзор не пропустит.

 

Василий Кубриков, фото автора

1 комментарий