Главная / Издания / Широка страна моя родная

Широка страна моя родная

Широка страна моя родная
27 июля 2018

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

Мозговой штурм

 

Еще весной размыло плотину в селе Елизаветино Аткарского района. Сами помните, какое было половодье. Пруды водой заполнились, реки из берегов вышли. В том же Аткарске огороды затопило. Многие дороги стали непроезжими. Спасительные проселки надолго вышли из употребления. Приходилось ездить по официально «асфальтовым», а в реальности зубодробительным трассам.

Прошло немного времени, и дороги стали приводить в порядок. Ну как у нас понимают порядок… Накидали в образовавшиеся ямы щебня и асфальта. Сгодится людям.

А вот в Елизаветино плотину трогать не стали. Еще весной дорога взяла в сторону, этим и ограничились. Здесь присыпали, там колышков набили. На основной дороге навалили кучу земли, чтоб кто-нибудь сдуру не разогнался в темноте и не ушел в образовавшийся провал. Для особо талантливых положили еще и ствол дерева.

Пруд мелкий, но дальше (если еще размоет) уходить будет некуда. Дорога стала однополосной. Две машины никак не разойдутся. А маневрировать задом не всякий сможет. Того и гляди съедешь в канаву.

Признаться, мне часто приходится ездить по области, но тут растерялся. Проезжал, кажется, в апреле. Думал, ну к лету починят, нельзя же оставлять в таком виде. Но на дворе уже июль. Да и тот заканчивается.

Говорят, муниципальная власть еще тогда, весной, собрала все документы, сделала фотографии размытой плотины и отправила в администрацию Аткарского района. Там посмотрели и сказали традиционное – денег нет. Хотя разговаривал я с местными жителями и жителями сел, расположенных по этой же трассе. Уверяют, что тут финансирования большого не надо. Несколько машин щебня, подпорки сделать. Если выделить технику, работы – на пару дней. Но можете убедиться по фото, отснятым на этой неделе. Никто и ничего делать не собирается. Может, поближе к выборам…

Надо пояснить. Елизаветино – не какое-нибудь село на отшибе. Да, не федеральная трасса, но движение вполне приличное, поскольку дорога через Елизаветино проходит на Вяжлю и Кочетовку. Как поется, хлеба налево, хлеба направо. Впрочем, в здешней местности более популярен подсолнечник. Но и его убирать придется. Что останется от плотины, когда один за другим тут поедут КамАЗы?

Кто бывал за границей, знает, как рачительно используют любой клочок земли там, где ее, земли, очень мало. В России иная культура, иной менталитет. Особенно на проселочных дорогах это заметно. Идет дорожка, едва заметная в высокой траве, от одной деревни к другой. Огибает красивый осинник. Годами на одном и том же месте. И вдруг осенью на дорогу падает дерево. 2-3 мужика запросто отволокут его в сторону. Но нет, в сторону принимает дорога. Ну потому что есть куда.

То же с оврагами. Поднимается проселок в гору, а слева – возникает участок, размытый талыми водами и дождями. И каждый год, убегая от провала, дорога берет все правее и правее. В голову никому не приходит засыпать образующуюся ямину или попытаться отвести потоки воды. Иногда проскакиваешь мимо – сердце замирает, когда представляешь, как скатываешься в этот овражек. Не выберешься без трактора, а до трактора идти – добрый десяток километров.

– А ты краешком-краешком, – советует многоопытный сосед. – Там все ездят.

Я мог бы сейчас много на эту тему настрочить. Например, про свалки, которые при каждой деревне. Найдут овраг по соседству, и давай наваливать. Заполнится – присыплют землей, и давай новые площади осваивать. Благо страна большая, есть где еще нагадить. Знали бы вы, как часто горит свалка близ Большой Рельни Лысогорского района. А там ведь и километра нет до села…

Я так понимаю, делать что-то по уму – опять же деньги нужны. И мусор тогда возить придется дальше. Жителям удобно, власти не надо шевелиться – всех устраивает. А когда на областном уровне принимают запреты на разведение костров, тут на это плюют. Ну не поедет же сам губернатор Валерий Радаев в Рельню или Кочетовку – ведь все внутренности растрясешь, пока сюда доберешься. Накидали недавно асфальтовых нашлепок на дорогу до Кочетовки, да ведь смоет все осенью. Хотя кто-то отчитался о ремонте. Как вот посчитать, сколько тут на самом деле асфальта израсходовали? Это ж Клондайк. Впрочем, никто и проверять не станет.

То есть куда ни ткни, всюду ямы. В широком смысле. Но местные жители привычные. Ворчат, но ездят. Правда, когда погода позволяет, все больше по проселкам. Все поля исполосованы. Здесь размоет – влево уходи. Там грязюга – вправо прими. Это такие узоры, если с высоты птичьего полета смотреть, любой мастер вышивки позавидует!

И вот на фоне этого народного творчества, которое обусловлено нашими просторами, случай с елизаветинской плотиной почему-то людей задел. Зацепил всерьез. Комментируют злобно:

– Вот кто-нибудь шею тут свернет себе, тогда зачешутся! Тогда и деньги сразу найдутся, и технику пригонят!

Понять муниципальную власть тоже можно. При скудости местных бюджетов денег всегда на что-то будет не хватать. Проще сказать, на что хватает. Все время нужно выбирать статьи расходов, какие-то делать первостепенными, какие-то – менее важными. Но вот именно на этой стадии и не происходит диалога между властью и жителями, к чему призывают на более высоком уровне. Не объясняют муниципальные чиновники гражданам, какие у них приоритеты. Да и попробуй скажи тем же жителям Елизаветино, что их плотина в планах ремонта не значится.

Действительно, лучше ничего не говорить. Тогда хоть какая-то надежда будет теплиться, что однажды приедут и починят.

 

Фото автора.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий