Тучи над головами садоводов и огородников сгущаются давно. То министр сельского хозяйства России Ткачёв активно поддержит инициативу одного из губернаторов о введении налога на сбор грибов и ягод. То в Госдуму вносится законопроект, по которому облагаться налогом будут все личные подсобные хозяйства. Не могут чиновники успокоиться, глядя, как дачники пытаются продать ведёрко огурцов или стакан чёрной смородины, — как же, налогов не платят, а прибыль имеют!
Однако, отметив общественный резонанс, власти немного отступили. Теперь заговорили о возрождении заготовительных контор, которые смогут принимать у садоводов излишки продукции, а также дары леса — грибы и ягоды. Станут ли востребованы у предпринимателей и населения заготконторы, выяснял «МК» в Саратове».
Чиновников качает из стороны в сторону: на прошлой неделе председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай НИКОЛАЕВ сообщил одному из федеральных изданий, что законопроект, разрешающий торговлю дарами леса, планируется внести в палату в сентябре. Напомним, что сегодня граждане могут собирать грибы только для собственных нужд, а вовсе не для продажи.
Конечно, этот запрет не соблюдается: возле федеральных трасс в «грибное» время можно видеть многочисленных торговцев, продающих маслята, опята или рыжики целыми вёдрами. Понятно, что на каждой лесной тропинке инспектора не поставишь, и, видимо, чиновники решили официально разрешить то, чем граждане по-тихому занимаются уже давно, не пугаясь ответственности и штрафов.
Господин Николаев сообщил: 14 сентября в Госдуме пройдут парламентские слушания по вопросам использования лесных ресурсов. И, как надеется депутат, законопроект будет внесён, принят и позволит людям зарабатывать, собирая дары леса. А значит, возродятся заготовительные конторы, которые станут работать «в том числе и на базе потребкооперативов».
Действительно, сегодня заготконторы сохранились лишь в отдельных регионах: Ленинградской, Вологодской областях, Карелии, городе Кемерове, Забайкалье, Ивановской области (там у населения принимают лекарственные травы). В Саратовской области заготовительные конторы уступили место частным перекупщикам, ездящим по деревням и приобретающим у населения излишки зачастую за копейки.
Известный саратовский экономист Владимир ТИТАЕВ много лет возглавлял Саратовский облпотребсоюз и о работе заготовительных контор знает не понаслышке.
Комментарий эксперта
Владимир Титаев, Заслуженный экономист России, доктор исторических наук, профессор:
— Долгие годы заготовительные конторы принадлежали потребительской кооперации. Потребкооперация решала торговые и закупочные задачи: у населения приобретали мясо, молоко, дикорастущие плоды, ягоды, грибы и проч. Конечно, сейчас иногда говорят: мол, в заготовительных конторах людям платили мало, но, с другой стороны, если бы это было так, заготконторы ничего не сумели бы заготовить. А объёмы были очень приличными. Могу сказать, что раньше Саратовский облпотребсоюз заготавливал 36 видов продукции: начиная от шкур домашних животных и заканчивая дикорастущими плодами и ягодами, продуктами садоводства — смородиной, яблоками, вишней. Но, конечно, в основном заготовительные конторы принимали от населения животноводческую продукцию — мясо, яйца, молоко. Охотно также брали у населения грибы, заготконторы располагались в основном в «грибных» районах: Базарнокарабулакском, Балтайском, Новобурасском. В области работало несколько солидных грибоварен: грибы обрабатывали, сушили, закатывали в банки.
Как рассказывает экономист, на рынках, входивших в систему облпотребсоюза, реализовывалась продукция, принятая от населения в заготконторах. Постепенный закат потребкооперации начался в 90-х годах, когда по указу президента ЕЛЬЦИНА рынки были переданы в ведение муниципалитета и буквально через несколько месяцев оказались в частных руках.
— Нам удалось вернуть часть рынков, работа по сбыту шла, но, конечно, не такими темпами, как прежде, — говорит Владимир Николаевич. — Кроме того, в Саратове работали 48 магазинов, входивших в городское потребительское общество. Думаю, сейчас в городе не осталось ни одного магазина, принадлежащего потребкооперации. Заготовительные конторы нужно возрождать, дабы люди не выбрасывали урожай, а смогли выручить за него деньги. Но пока непонятно, как это будет происходить. Заготовительные конторы станут работать в рамках кооперативной системы? Или в рамках государственной? Или же вообще частной? На мой взгляд, к вопросу восстановления заготовительных контор нужно подходить серьёзно. Поскольку если цель — только хапнуть и набить карман, из этого ничего не выйдет. Но потребность в заготконторах есть. Посмотрите, вдоль дорог стоят пенсионеры с урожаем: помидорами, огурцами, грушами. Им некуда сдать его излишки.
А что говорят сами садоводы-огородники?
Комментарий эксперта
Владлен ПОЛЯНИЧКИН, председатель совета саратовской ассоциации производителей сельхозпродукции «Волжский сад»:
— В Саратовском районе проживает 5 тысяч человек, а в дачный сезон их численность увеличивается до 35 тысяч! То есть люди едут на дачи. Однако излишки продукции сдать некуда. Допустим, в позапрошлом году был большой урожай яблок, а принимала яблоки только одна саратовская торговая сеть. Да и то брали у дачников по 20 рублей, а продавали по 40. Понятное дело — бизнес, но садоводы и такому раскладу радовались. Ведь по закону, если садовод начинает торговать излишками своей продукции, он приравнивается к индивидуальному предпринимателю. А значит, должен приобретать патент. Кому это надо? Никому. Вот и сидят наши огородники между трамвайных путей, торгуют потихоньку, ведь выживать как-то нужно. Поэтому, на мой взгляд, возрождение заготовительных контор — хорошая идея. Единственный момент: нужно провести мониторинг, дабы знать, где эти заготконторы стоит размещать. Требуются большие складские помещения, автомобили с холодильниками, чтобы закупать у садоводов и огородников излишки их продукции.
Общественник отмечает: садоводов в стране становится меньше.
— Если десять лет назад в России их насчитывалось 70 миллионов, то сейчас 60 миллионов, — говорит Владлен Павлович. — На днях открыл газету, обнаружил там 52 объявления о продаже садовых участков. Людям невыгодно держать дачу, нет возможности сдать плоды своего труда и хоть как-то покрыть налоги, взносы. Более того, я знаю несколько случаев, когда садоводы привозили излишки фруктов в детские дома, хотели бесплатно отдать, но там их отказались принять! Поскольку как только организация принимает продукты питания со стороны, в её действиях тут же находят экономическое преступление: мол, мешок яблок получили, а что «увели» из питания детей? Но это же дикость! И сегодня садоводы поставлены в такие условия, что не могут ни отдать плоды собственного труда, ни сдать, ни продать. Конечно, существуют якобы бесплатные торговые места на рынках, но в основном садоводы допускаются туда лишь в дни приезда городского или областного руководства.
Предприниматель Меяссяр ТУГУШЕВ проработал в заготовительной конторе 15 лет. Он сетует, что сейчас в отсутствие заготовительных контор много полезного сырья оказывается на мусорке. «Например, овечья шерсть: люди стригут овец и в каждом дворе её набирается 10-15 килограммов, но сдать шерсть некуда и её просто выбрасывают. То же самое касается кожевенного сырья», — говорит предприниматель.
Комментарий эксперта
Меяссяр Тугушев, глава фермерского хозяйства Самойловского района Саратовской области:
— Думаю, восстановить заготовительные конторы вполне реально, но, конечно, нужна поддержка государства. В данном случае предпринимателям будет выгодно работать, они найдут и склады, и технику. Главное — думать не только о своём кармане: не гнаться за большой прибылью и не накручивать 50%, поставить 10-15% — и хватит на все нужды. У населения можно скупать излишки мяса, топлёного масла, картошки, чеснока. Помимо этого, как только появятся заготовительные конторы, исчезнут частные перекупщики, принимающие у людей излишки за копейки.
Но не все предприниматели считают возрождение заготконтор выгодным делом.
— Сомневаюсь, что найдутся люди, которые рискнут открыть заготовительную контору, — высказывает мнение предприниматель Сергей К. — Поскольку как только её откроешь, тут же ринутся проверяющие — Россельхознадзор, СЭС и все остальные. Найдут массу недочётов, напишут десятки предписаний, введут кассу-онлайн и систему «Меркурий» — как же без этого? То есть у контролирующих органов появится лишний повод для проверок и штрафов. А это, понятное дело, никому не надо. Сейчас по сёлам ездят скупщики, приобретают у населения яблоки, картофель, продукцию животноводства. Работают тихо, налоги не платят, народ хочет — сдаёт излишки, не хочет — продаёт самостоятельно.
Кроме того, предприниматели напоминают: в регионах, где заготконторы функционируют, цена приёмки овощей, фруктов или ягод в три раза ниже той, по которой тот же товар можно продать в местах стихийной торговли. В основном заготконторы выгодны жителям отдалённых районов, где не проходят трассы федерального значения и нет больших рынков. То есть крестьяне не имеют возможности продать излишки урожая и вынуждены выбрасывать его (частники-скупщики приезжают не в каждый район). И если в таком районе появится заготовительная контора, люди будут рады отдать плоды собственного труда.
Впрочем, всё это дело будущего. Известно, что чиновники часто озвучивают инициативы, которые крайне сложно воплотить в жизнь. Особенно без государственной поддержки. А вот про неё в Комитете Госдумы РФ по природным ресурсам никто даже не заикнулся.
Автор: Ирина Лихоман