Бывают ли неуловимые преступники? Возможно ли совершить убийство, изнасилование, теракт и не оставить никаких следов на месте злодейства? Если кто-то ещё верит в эти сказки, советуем обратиться с вопросом к криминалистам Следственного комитета России — они не оставят и следа (простите за повторение) от мифа о том, что бывают преступления, которые раскрыть невозможно. 19 октября у этих людей профессиональный праздник — 64-я годовщина образования службы. В преддверии сей даты на наши вопросы отвечает и. о. руководителя СУ СК РФ по Саратовской области полковник юстиции Сергей Седов, много лет курирующий службу-именинницу.
— Сергей Юрьевич, обыватели смутно представляют себе, чем криминалист отличается, например, от следователя или сыщика, ведь все они ловят преступников. Только почему-то следователей-криминалистов часто называют элитой, особой кастой среди работников Следственного комитета. В чём же их особость?
— Если вспомнить историю, то необходимость создания в Генеральной прокуратуре СССР службы прокуроров-криминалистов в 1954 году возникла именно в связи с катастрофическим ростом преступности — по знаменитой «бериевской» амнистии 1953 года на свободу вышли десятки тысяч особо опасных уголовников, среди которых было немало матёрых рецидивистов, умеющих заметать следы. Появилась необходимость обучать следователей искусству эти следы находить. Эту функцию возложили на прокуроров-криминалистов, которых действительно подбирали среди элиты следствия, все они имели большой стаж работы и зарекомендовали себя первоклассными знатоками.
В 2011 году название службы поменялось, возник термин «следователи-криминалисты», но суть осталась прежней. Эти люди работают на стыке следственной практики с наукой и техникой, внедряют новые разработки, средства и рекомендации, взаимодействуют с экспертами. Особое значение, конечно, имеет грамотное применение высокотехнологичной криминалистической техники, научно обоснованных методов раскрытия преступлений, которые и не снились поклонникам детективных сериалов.
Главная задача следователя-криминалиста — сопровождение расследования особо тяжких преступлений: выезд на место происшествия и оказание практической помощи следователям при обнаружении и изъятии следов преступления с использованием криминалистической техники. В случае, когда для исследования изъятых доказательств необходимы специальные познания, именно криминалист мобилизует свои знания о видах экспертиз, чтобы получить максимум информации, необходимой для расследования и раскрытия уголовного дела. Можно сказать, без криминалиста следователь не только как без рук, но и как без глаз.
— Звучит внушительно. А конкретные примеры успешной работы криминалистов можно привести?
— Они на каждом шагу. И месяца не прошло, как вынесен приговор: 23 года лишения свободы убийце и насильнику 12-летней Насти РОССИЙСКОЙ в Красноармейске. Эта трагедия произошла в апреле нынешнего года и всколыхнула всю область. Девочка пошла в гости к бабушке и исчезла по дороге. А ведь преступник был уверен, что надёжно спрятал тело ребёнка в залитом талой водой овраге, завалив его ветками, сухой травой и водрузив сверху автомобильную покрышку. Кроме того, он пытался направить следствие по ложному следу, выбросив мобильный телефон и вещи девочки на удалении от её тела.
К раскрытию данного преступления были привлечены высокопрофессиональные сотрудники следственного управления, в числе которых следователь-криминалист Роман МАТЫКИН. Он правильно определил сектор поиска, и когда нашли тело девочки в воде под грудой веток и травяных стеблей, принял, как оказалось, верное решение об их изъятии и направлении на генетическую экспертизу. Современные приборы помогли обнаружить на фрагментах веток и листве биологический материал — потожировое вещество, которое человек всегда оставляет, прикоснувшись к чему-либо. В ходе экспертизы, исследовавшей обнаруженные биологические следы, определили генетический профиль злоумышленника.
Как ни старался убийца спрятать мобильный телефон и вещи, их тоже нашли и убедились: на них тот же генетический материал, что на ветках и траве.
Теперь оставалось только найти того, кому это вещество принадлежит, — так в поле зрения следствия попал 25-летний житель Красноармейска Олег ФИЛИППОВ, рассказавший о содеянном, а следователь-криминалист Роман Матыкин ещё раз подтвердил свою репутацию блестящего профессионала.
Хватает и других примеров прекрасной работы представителей элитной службы. Жителям Саратовской области памятна ситуация, когда 21 марта нынешнего года близ села Красный Яр Энгельсского района пострадали сотрудники полиции и Росгвардии.
Напоминаю: они выехали туда, чтобы встретиться с людьми, обещавшими дать сведения по убийству в октябре 2017 года бизнесмена ДЖАФАРОВА. Людей на месте назначенной встречи не оказалось, зато там лежал ноутбук. Когда к нему приблизились полицейские, прозвучал хлопок — злоумышленники привели самодельное устройство в действие.
Качественно проведённый следователями-криминалистами осмотр места происшествия позволил получить данные о точных характеристиках устройства. Впоследствии аналогичное самодельное устройство обнаружили в жилище одного из обвиняемых, что стало весомым доказательством причастности конкретных лиц к инкриминируемому деянию. В скором времени уголовное дело по данному факту будет направлено в суд.
Бывает, что и не столь громкие преступления раскрываются с применением сверхновой техники. Так, убийство женщины в её доме по улице Пролетарской в Саратове, совершённое в ноябре 2017 года, раскрыто после того, как место, где нашли труп, осмотрели с помощью мобильного источника криминалистического света «МИКС-450». За счёт этого удалось обнаружить и зафиксировать след обуви на досках пола. Затем с помощью трассологической экспертизы нашли сначала обувь, затем её владельца.
— Что же это за волшебная техника, которая видит сквозь землю и воду, сквозь пространство и время?
— Среди применяемой отделом криминалистики высокотехнологичной современной криминалистической техники немало уникальных приборов. В частности, в минувшем году для поиска следов пальцев рук широко применялась цианоакрилатовая камера.
В арсенале отдела криминалистики имеется устройство «ОПТИК-2», предназначенное для выявления скрытых камер наблюдения, а также комплект фототехники для 3D-фотографирования. 3D-панорамы значительно облегчают анализ результатов осмотра места происшествия, особенно в случаях, когда там много объектов.
На местах происшествий следователи-криминалисты и следователи производят осмотры объектов с помощью оптических приборов увеличения и специальных средств освещения. При этом выявляются расположенные на гладких поверхностях объёмные и поверхностные следы рук, образованные потожировым или красящим веществом, производится обработка (опыление) дактилоскопическими порошками (магнитными, немагнитными, люминесцентными). В ряде случаев при поиске потожировых следов использовались источники ультрафиолетовых лучей.
Следы биологического происхождения успешно обнаруживают с помощью источника криминалистического света «МИКС-450».
С помощью комплекса по сбору и анализу цифровых данных «Юфед» при осмотре сотовых телефонов обвиняемых находили сведения, которые владельцы устройств очень хотели удалить, и это часто становилось главным фактором при раскрытии преступлений.
Так что след остаётся всегда и главное — всегда находится.
— Получается, преступникам невозможно уйти от следствия.
— Судите сами. Раскрываемость убийств в первые шесть месяцев нынешнего года — таких преступлений совершено 58 — составила более 90%.
Из 61 изнасилования и 31 случая причинения тяжкого вреда здоровью за тот же период раскрыты абсолютно все — 100%.
Такое положение дел сохраняется на протяжении, как минимум, уже четырёх лет, и количество тяжких преступлений заметно сокращается.
Вот другие данные по первому полугодию 2018-го.
Следователями СУ СК России по Саратовской области окончено расследование по уголовным делам по 33 преступлениям прошлых лет, из них по двум убийствам.
Криминалистическая техника применялась при расследовании всех преступлений, предусмотренных ст. 105 (убийство), 109 (непреднамеренное убийство), 111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом), 131 (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера) УК РФ, по коррупционным преступлениям, а также по значительной части других преступлений. В результате применения криминалистической техники получены сведения (следы, объекты), имеющие доказательственное значение по 379 преступлениям.
— Уж очень всё благостно получается — не работа у криминалистов, а сплошные победы…
— Это в кино наша работа так выглядит. А в жизни всё гораздо грубее и тяжелее. Криминалистом может стать далеко не каждый — при поиске следов преступления ошибаться нельзя, любая небрежность, например во время упаковки вещдоков, способна перечеркнуть все усилия. И вообще тем, кто считает, что быть элитой Следственного комитета означает парить где-то над всеми, не место в криминалистической работе. Это тяжелейший труд, он не предназначен для белоручек и изысканных эстетов. Я уже не говорю о самом режиме работы, когда надо быть готовым в любое время дня и ночи выехать на место происшествия и там не просто собрать следы преступления, но и организовать работу всех служб вместе со следователем. Надо, например, чётко знать, что на месте происшествия имеют право находиться только члены следственно-оперативной группы, всех остальных оттуда нужно выпроваживать, невзирая на чины, звания и высоту положения. Не следует исключать и многочисленные попытки оказать давление на работников следствия, прежде всего психологическое. Кроме высочайшего профессионализма криминалист должен обладать своеобразной харизмой, помогающей ему находить контакт с самыми разными людьми, располагать их к себе, а если нужно, и противостоять натиску. Стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность анализировать мельчайшие детали, быстро и нестандартно мыслить в экстремальной ситуации — это всё о криминалистах.
Нелёгкая у них доля, но тот, кто её выбрал, не променяет ни на что другое.
С удовольствием поздравляю всех наших криминалистов с профессиональным праздником и желаю всегда оставаться достойными своей профессии!
Автор: Станислав Орленко