Государственная поддержка родителям, имеющих двух и более ребятишек, становится всё более эфемерной. На днях Минтруда РФ представил новый законопроект, который ужесточает контроль за расходованием средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Если жильё будет признано непригодным для проживания, это послужит поводом для отказа семье. На первый взгляд, всё правильно: мошеннические схемы с покупкой полуразвалившегося «домика в деревне», позволяющие обналичить материнский капитал, работают едва ли не с первого года действия самой программы. И дополнительный контроль не повредит. Но с другой стороны, непригодным для проживания может оказаться любое ветхое жильё, особенно построенное в начале и середине прошлого века, а также добротные, но старенькие дома в сельской местности. И в этом случае семьи столкнутся с дилеммой: либо влезать в ипотечную кабалу, дабы приобрести пригодное жильё, либо забыть о материнском капитале, как о ярком, но несбывшемся сне.
Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила документ «О внесении изменений в федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"», разработанный Минтруда России. Если поправки в законодательную базу будут приняты, то родителям, желающим приобрести на средства маткапитала жильё, официально признанное непригодным, откажут в сделке. Нельзя станет также вложить родительский капитал и в погашение ипотечного займа на такое жильё.
Пока критерии «годности» жилья не разработаны, но, зная страсть правительственных чиновников к экономии бюджетных средств, можно предположить самое худшее: любое вторичное жильё, особенно в старых многоквартирных домах, может оказаться непригодным. К примеру, в доме не стандартное центральное отопление, а газовое — значит, отказ! Или в квартире требуются замена проводки и косметический ремонт — отказ! Про дома в сельской местности даже упоминать страшно, в каждом втором можно найти массу поводов для признания жилья непригодным для проживания.
Согласно данным ПФР России 78% семей, имеющих право на материнский капитал, подали заявление на его получение. А это почти 9 млн человек по всей стране. Как сообщает одно из федеральных СМИ, из этого количества воспользовалось маткапиталом более 6 млн, из них 5,6% потратили его на улучшение жилищных условий. При этом 57%, или 3,5 млн семей, направили маткапитал на ипотеку. Исследование Высшей школы экономики показало: свыше половины российских семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, но сделать это, даже используя материнский капитал, большинство просто не в состоянии, поскольку у них нет иных источников на первоначальный взнос и дальнейшие выплаты. Те же, кто решается взять кредит, не всегда имеют возможность платить ипотеку годами.
В Саратовской области с начала действия программы материнского капитала (2007 г.) выдано свыше 131 тыс. сертификатов. Как сообщает региональное управление ПФР, за первые 7 месяцев нынешнего года на жильё направили средства 6016 владельцев сертификатов в регионе. Эта цифра меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда за счёт маткапитала приобрели жильё и погасили ипотечные кредиты 6628 семей.
Эксперты говорят: семьи с детьми стремительно нищают, и подталкивать их к ипотеке, которую они не в состоянии оплатить, не лучшая помощь «ячейкам общества». А считать всех родителей мошенниками, желающими при помощи непригодного жилья обналичить сертификат, в корне неверная позиция.
Комментарий эксперта
Наталья КАРАМАН, член Общественной палаты Саратовской области, председатель правозащитной региональной общественной организации «Защита»:
— На мой взгляд, нет смысла ужесточать контроль за расходованием средств материнского капитала, так как случаи обналичивания сертификата посредством покупки развалившегося домика в деревне — результат отсутствия квалифицированного подхода. Объясню почему. Сегодня несколько тысяч граждан по всей Саратовской области проживает в так называемом ветхом жилье, которое, по большому счёту, относится к ветхому лишь по причине года постройки — 70 или 80 лет назад. Но если такой дом находится в надлежащем состоянии, то, купив в нём квартиру на средства маткапитала, семья всё равно улучшает жилищные условия, поскольку из «однушки» или коммуналки переезжает в свою собственную квартиру. Причём есть шанс, что рано или поздно вместо этого жилья они получат новое. Если же материнский капитал используется для приобретения домика-развалюшки в неведомой глухомани, то в этом случае контролирующие органы обязаны проверить, действительно ли жилищные условия детей будут улучшены.
Как разъясняет юрист, если дом находится в селе, где есть школа, детский сад, фельдшерский пункт, налажено транспортное сообщение, почему бы семье не приобрести этом селе жильё?
— Если же деревня заброшенная и есть подозрения, что таким образом родители хотят обналичить маткапитал при помощи мошеннических схем, в этом случае специалисты Пенсионного фонда могут дать отрицательное заключение, — говорит Наталья Караман, — поскольку основанием для выдачи материнского капитала является завершающий и самый главный документ — заключение специалистов ПФР. И если они подойдут к этому вопросу ответственно, а не спустя рукава, то никакой обналички материнского капитала у нас не будет. Не нужно изобретать велосипед, не стоит «усиливать контроль», ведь государство, запуская механизм программы материнского капитала, проработало все аспекты.
Юрист напоминает о случае, всколыхнувшем российскую общественность.
— Показателен пример, когда районный суд Челябинска обязал мать троих детей вернуть средства маткапитала, так как женщина приобрела квартиру в ветхом доме 1920 года постройки, — рассказывает юрист Наталья Леонидовна. — Возникает вопрос: как вообще могла сложиться такая ситуация? Ведь специалисты ПФР предварительно осмотрели жильё и дали положительное заключение, иначе женщина не смогла бы приобрести на средства материнского капитала жильё в старом доме.
По мнению общественницы Ольги КОРГУНОВОЙ, если поправки в законодательство пройдут, семьи с детьми потеряют последний шанс на покупку собственных квадратных метров.
Комментарий эксперта
Ольга Коргунова, руководитель саратовского регионального детского благотворительного общественного фонда «Савва»:
— Ветхое жильё, может быть, не очень подходит для проживания семей с детьми. Но у нас таких домов — двух-, трёхэтажных — достаточно. И не только в отдалённых районах области, но и в Саратове. Мои подопечные живут в Поливановке, в Зоналке, там много старого жилья. Но как быть семьям, у которых только эти деньги и есть — 453 тысячи рублей и, может быть, чуточку накоплений? Или, например, многодетная мама-одиночка, для которой реальна возможность купить жильё только в старом доме, поскольку на комфортную квартиру в новостройке ей не хватает денег? Про ипотеку в подобных случаях даже говорить смешно, потому что многие семьи живут на временные подработки и детские пособия. Получается, что материнский капитал вроде бы позволяет улучшить жилищные условия, но при определённых условиях, таких как ипотека. Мне кажется, если правила покупки жилья на средства маткапитала будут ужесточаться, без квартиры и даже без надежды на её приобретение останутся тысячи семей с детьми. Опять же, если чиновники опасаются обналичивания маткапитала, почему бы не усилить контроль со стороны ПФР, прокуратуры? Можно подключить органы опеки.
Как считает общественница, если власти хотят, чтобы семьи с детьми приобретали только благоустроенное жильё, в этом случае нужно увеличить сумму материнского капитала ровно в два раза.
— И тогда родители смогут себе позволить купить хорошую квартиру на окраине, к примеру в Заводском районе, — высказывает своё мнение Ольга Викторовна. — Или же другой вариант. Если мы говорим, что ветхое жильё — это ухудшение жилищных условий и что оно опасно, значит нужно одним махом опечатать его, а людей переселить. Ведь именно так было в 90-х годах с подвалами: люди годами жили в подвалах, потом за несколько лет их всех выселили, выделили квартиры, а подвалы стали осваивать магазинчики, мелкие склады. Давайте и сейчас так поступим! Понятно, что это из области фантастики, но как-то нужно решать квартирный вопрос, а не ограничивать семьи с детьми в использовании их личных средств — материнского капитала. Конечно, ипотека сегодня замерла, и вероятность того, что семьи таким образом подталкивают к ипотечным кредитам, имеется. Все эти чиновничьи «многоходовки» очень неприятны, поскольку затрагивают малоимущие слои населения — семьи с детьми, для которых материнский капитал — единственная надежда улучшить жилищные условия. Некоторые даже рожают ради маткапитала, понимая, что иной возможности выбраться из тесной квартиры, где проживают три поколения семьи, или убогой коммуналки просто не существует. Получается, одной рукой семьям дают, а другой забирают.
— В последние годы высказывали много инициатив по расширению использования материнского капитала — и ни одна из них не прошла, — рассказывает саратовская общественница Людмила АЛФЕРЬЕВА. — Были предложения разрешить родителям тратить средства на покупку отечественных автомобилей, позволить семье выстроить или приобрести дачу... Да что там говорить, неоднократно поднималась тема о возможности тратить средства маткапитала на лечение детей. Но и эту инициативу не поддержали: чиновники заявили, что в нашей стране медицина бесплатная. И родители вынуждены ходить с протянутой рукой, собирая средства на операцию или дорогостоящее лечение ребёнка. Да, после долгих дебатов семьям, воспитывающим детей-инвалидов, разрешили тратить средства материнского капитала на их реабилитацию. Однако есть много детей с тяжелыми хроническими заболеваниями, с которых инвалидность либо сняли, либо не давали её вовсе. И родителям таких ребятишек средства маткапитала не оказались бы лишними, но увы.
По мнению общественницы, в реальности возможностей использовать материнский сертификат не так уж и много.
Комментарий эксперта
Людмила Алферьева, председатель регионального общественного всероссийского движения «За жизнь»:
— На что можно потратить средства материнского капитала? Либо на жильё (если есть возможность взять ипотеку или добавить личные накопления), либо на образование детей. Можно вложить эти средства в накопительную пенсию мамы. Правда, возникает вопрос: когда ещё придут «пенсионные времена», учитывая, что возраст ухода на заслуженный отдых был повышен? То есть получается, реальных возможностей использовать маткапитал совсем не много. Что же касается новой инициативы об усилении контроля за расходованием средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, думаю, это очередной способ ограничить социальные выплаты. Дабы часть семей с детьми, по финансовому состоянию «не тянущая» ипотеку, осталась ни с чем, так как на хорошее жильё у них денег нет, а ветхое покупать запретят.
В итоге получится, что сертификат на маткапитал есть и деньги вроде бы есть — 453 тыс. руб., но потратить их по назначению возможности не будет, подводит итог общественница. А значит, жильё для большинства семей с детьми станет абсолютно недоступным.
Автор: Ирина Лихоман