Полгода назад мы рассказывали о панике, охватившей десятки автовладельцев в нашей области и за её пределами. Их машины, купленные на абсолютно законном основании, вдруг объявили вещдоками по уголовному делу автосалона «Гепард-Авто», где обманывали клиентов, — и стали изымать по постановлению следователя! Теперь следствие завершено, дело направлено в суд, но тревога хозяев машин не исчезла, а лишь усилилась. Свои автомобили они по-прежнему не видят, а те, кто видит, не могут к ним прикоснуться.
Напоминаем фабулу уголовного дела. Более ста человек сдали свои машины на комиссию — то есть для продажи — в автосалон «Гепард-Авто» (причём подписывали они при этом почему-то незаполненные бланки договоров). Автосалон успешно поработал, потом прекратил возвращать деньги, обманутые люди бросились писать заявления, заместителя директора фирмы «Феникс», занимавшейся продажами, некоего ВЬЮНОВА, арестовали. Стали искать машины, и выяснилось, что их действительно продавали через третьих лиц, на которых оформили. При этом с юридической точки зрения всё делалось безупречно — с регистрацией в МРЭО ГИБДД и официальным оформлением сделки.
В свете этого авто оказались вещественными доказательствами по делу и их стали попросту отбирать у новых (законных!) владельцев, объясняя это интересами следствия. При этом одни машины помещали на служебные стоянки (или говорили, что так делают), а другие возвращали… прежним владельцам! Хотя те требовали вернуть им только деньги за машины, сданные на комиссию, и эти требования остались в силе.
Наиболее продвинутые из добросовестных покупателей сумели доказать свои права и добились, чтобы им всё же оставили их собственные автомобили на ответственное хранение. Правда, доступа к машинам всё равно нет — те опечатаны. А вот прежние владельцы, теперь уже не имеющие никаких формальных прав на авто, по сведениям моих собеседников, вовсю ими пользуются, разъезжают. Где же законность, логика и, наконец, здравый смысл?
Шум поднялся большой, но, как выяснилось, его никто не услышал, и ситуация с машинами-вещдоками нисколечко не изменилась.
В Ленинский районный суд дело поступило ещё 12 июля, но рассмотрение его по существу так до сих пор и не началось. Одна из причин — подсудимый Вьюнов вдруг объявил себя… психически больным. Экспертиза подтвердила его невменяемость, и вопрос об уголовной ответственности завис в воздухе. Но сути дела это не изменило, ведь претензии предъявлялись не только ему, но и автосалону «Гепард-Авто».
В начале сентября суд возвратил дело прокурору, усмотрев в обвинительном заключении нарушения требований законодательства, но в ответ последовала апелляционная жалоба надзорного ведомства, которая была удовлетворена Саратовским областным судом 25 октября 2018 г. Значит, суд всё-таки состоится, вопрос лишь в том, сколько ещё жалоб и ходатайств будет заявлено, что может способствовать затягиванию рассмотрения дела на неопределённое время — на месяцы, а то и на годы. Машины всё это время останутся вещдоками, значит, владельцы их назад не получат. А когда получат, то в каком состоянии... Вот и бьют они опять тревогу.
Адвокат Вадим МИХОЛАП, представляющий интересы новых — последних и настоящих — хозяев машин, которые по делу проходят как свидетели, пояснил, в чём заключается острота момента:
— Дело не получило бы такого общественного резонанса, если бы следователь ДОБРОВОЛЬСКАЯ — старшая следственной группы — не превысила своих полномочий, не стала давать оценку обстоятельствам, которые оценивать неправомочна. Она поставила под сомнение законность договоров купли-продажи, заключавшихся новыми владельцами, и вынесла постановление об изъятии машин как вещдоков. В итоге началась настоящая охота на владельцев автомобилей, хотя они ничего противоправного не совершали.
Сложилась парадоксальная ситуация: обращаться с ходатайством оставить ему вещдок на ответственное хранение имеет право только законный владелец. По мнению же следователя, покупатели машин таковыми не являются. Кроме того, предъявлять претензии к ответчику, обвиняемому по делу, как и вообще по ходу следствия, может только истец, потерпевший. А мои подопечные имеют статус всего лишь свидетелей, получается, что у них вовсе никаких прав нет.
Вадим Витальевич сообщил также, что не далее как 25 октября ему пришлось отстаивать право на владение приобретённой машиной одного из новых владельцев. Основанием для судебного разбирательства стало обращение потерпевшего — прежнего владельца — по делу «Гепард-Авто», заявившего: он с автосалоном никаких договоров не заключал, его подпись подделана, то есть дальнейшие сделки по продаже машины недействительны и должны быть признаны таковыми. Но защитнику удалось доказать правоту добросовестного покупателя, и суд признал его права.
Павел СТРУНИН живёт в Саранске, но тоже проходит по делу саратовского автосалона свидетелем, поскольку купил автомобиль, переданный туда на комиссию. Ему удалось отстоять своё право на ответственное хранение вещдока на колёсах, но содержать опечатанную машину в порядке он не может — и она разрушается буквально у него на глазах.
— Возникают очаги коррозии, замыкают электрические цепи, что вообще может привести к уничтожению автомашины, заметно пострадало лакокрасочное покрытие. Я просто теряю своё имущество.
Мы изначально были не согласны с признанием принадлежащих нам автомобилей вещественными доказательствами по уголовному делу, так как в соответствии со ст. 81 УПК в данном случае автомобиль не является орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, не хранит на себе следы преступления, на него не были направлены преступные действия, поскольку данные транспортные средства переданы в автосалон добровольно и преступный умысел направлен только на присвоение денежных средств от их реализации. Считаем также, что наши автомобили не могут служить средством для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. С момента их выемки никаких следственных действий в отношении автомобилей не проводилось.
Павел Борисович добавил, что если потерпевшие по делу понесли ущерб от действий Вьюнова, присвоившего их деньги, то настоящие владельцы машин фактически пострадали от действий следователей. Тех самых следователей, которые установили и признали: эти люди — добросовестные покупатели — к совершению преступлений никакого отношения не имеют. Мой собеседник ещё раз напомнил, что действительность договоров комиссии и купли-продажи данных транспортных средств никем не оспаривается и все иски, заявленные потерпевшими к Вьюнову и автосалону «Гепард-Авто», содержат требования возмещения денежных средств, а не возврата сданных на комиссию машин.
Галина БАХМАТОВА, ещё один свидетель по делу и владелец купленной машины-вещдока, настроена решительно, но не исключает печального финала для тех, кто попал в эту некрасивую историю по стечению нелепых обстоятельств, при этом ни в чём не преступив закон и не проявив излишней доверчивости или глупости:
— После первого судебного заседания — а на нём присутствовали сотни людей, в зале им не хватило места, я, например, стояла рядом с прокурором, другие теснились в коридоре, — где было заявлено о психической ненормальности ответчика, у всех сложилось впечатление, что дело станут максимально затягивать, машины будут гнить. Практика, к сожалению, показывает: если машины не возвратят сейчас, то владельцы их больше не увидят никогда.
Как всегда бывает в таких случаях, странные, с точки зрения владельцев машин, действия следствия приводят к рождению собственных версий, то есть домыслов. Говорят, что среди признанных потерпевшими немало работников силовых структур и они теперь хотят получить назад и деньги, и машины, поживиться за счёт преступления, совершённого в отношении них, и переложить беду на других, ни к чему не причастных. Вроде бы и в заявленных исках указаны заведомо завышенные суммы. Приходилось слышать даже о том, что добросовестных покупателей по ходу дела могут обвинить в сговоре с продавцами — тогда ситуация обретёт вовсе неожиданное звучание.
Автор: Станислав Орленко