Почти десять лет в Саратове существует комиссия по обеспечению дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В неё входят чиновники, депутаты и представители ГИБДД. Депутаты Саратовской городской думы давно недовольны итогами её работы. А в этом году это недовольство не раз выливалось в публичную плоскость.
На минувшей неделе депутатские претензии оформились окончательно. Стало понятно, что они связаны с пренебрежительным отношением к депутатским пожеланиям по исправлению ситуации на дорогах города. Но если раньше вес пожеланий народных избранников снижали работники ГИБДД, чьё слово было решающим в комиссии, то в нынешнем году недопустимую ситуацию усугубил ещё и проект мэра города Михаила Исаева по созданию единой дорожно-транспортной схемы.
За неё было заплачено то ли 30, то ли 40 миллионов бюджетных рублей и в ходе её ожидания была парализована вся работа комиссии. На все депутатские вопросы слышался похожий чиновничий ответ: "Вот получим схему и поймём, как расшивать слабые места". При этом и к середине декабря схему, уже вроде подготовленную, депутатам не показали.
- У нас накопились претензии, - не мог сдержать крик души депутат Евгений Чернов. - Да, может, выгодно заказать дорогущую схему и год ее от нас в секрете держать, но, извините, где-то можно без денег практически вопрос решить, а нам говорят: "Не нужны ваши предложения!".
- В связи с ожиданием системного подхода у нас вопросы локальные про конкретные перекрестки с конкретными разметками и со стрелками, разрешающими поворот, просто не рассматриваются, - поддержал коллегу депутат Виктор Марков. Ему тоже не нравятся лозунги про системную работу на будущее, которыми исполнительная власть отмахивается от депутатских мини-предложений.
Например, депутаты Саратовской городской думы знают, как справиться с вечной пробкой на Советской от Вольской в сторону улицы Максима Горького. Или что сделать, чтобы по Вольской и улице Чапаева можно было ехать не в один ряд. Но их не слушают. А если всё-таки удаётся достучаться, убедить, уговорить, то совсем не факт, что обещания чиновников будут исполнены.
Например, ещё в начале года было принято решение о восстановлении двухстороннего движения на улице Дегтярной. Для этого требуется поставить светофор, на который нет денег. Из-за промедления с исполнением этого решения депутаты некрасиво выглядят перед МЧС, база которых находится в районе полиграфкомбината. Эмчээсники не раз просили депутатов помочь с тем, чтобы на улице Чернышевского разорвали "сплошную", которую им приходится пересекать, выезжая на вызов. Но депутаты обнадёживали, что "скоро откроем Дегтярную и тогда сможете свободно выезжать по своим аварийным делам". Теперь выясняется, что раньше следующей весны никакая Дегтярная открыта не будет.
Вернуться к обсуждению замены сплошной линии на прерывистую тоже не так-то просто. По словам чиновников из дорожного комитета администрации, раз у них вот-вот появится мультимодальная схема, то на ней и будет теперь проверяться, как какое изменение отразится на пробках и на транспортных потоках.
- Аппарата, адекватного проблемам на дорогах, у вас в комитете просто нет, - пенял чиновникам из дорожного комитета Виктор Марков. - Вашу службу нужно укреплять. Нужны специалисты, которые будут заниматься текущими проблемами. У нас знаки не расставлены возле учебных заведений. Но мы только по решению суда занимаемся этими вопросами. Потом поступает команда ставить знаки "Стоп" у пешеходных переходов. Вам быстро нужно делать это. Позанимались, смахнули пот со лба, тут жалоба, что на Московской негде инвалидам вставать. Всё, бежим устанавливаем тупо, бездумно знаки на каждой стоянке. Хотя и три стояночных места для инвалидов на всю Московскую хватило бы. На последнем заседании комиссии приняли решение поставить камеру и знак запрета движения вниз по улице Некрасова у гимназии №2 на улице Чернышевского. Вроде для людей. А оказывается, именно сюда подвозили детей, чтобы высадить их у школы. После того, как стали родителей фотографировать и слать штрафы, они просто стали останавливаться у школы на улице Чернышевского в два-три ряда и создавать опасные ситуации. После работы нашей комиссии всегда хочется перепроверить, на пользу или во вред решение.
Чиновники ещё раз попытались убедить депутатов, что точечно, как раньше, теперь работать не будут. "Сейчас не мы умозаключение делать будем, а программу", - говорили. Чиновники объяснили, что нанятый проектный институт разработал весь комплекс организации дорожного движения в Саратове, вплоть до устройства парковочных карманов. Проектный институт будет главным на заседаниях комиссии по безопасности дорожного движения в течении пяти лет. И в этот капкан проектантов мы попали не по собственному желанию, а став участниками федеральной программы "Безопасные и качественные дороги", в которой прописаны и методики, и техзадания, и все другие алгоритмы.
Но без следования этим правилам у нас не будет федеральных денег на строительство дорог и развязок. А на свои городские бюджетные сделать можно только "лежачих полицейских" у двух десятков школ и детских садов, поставить сотню знаков "Дети" да восемь светофоров в год. Этого точно мало для того, чтобы гордиться работой.
Ольга Копшева