Внешнеэкономическая зависимость страны роковым образом сочетается с ее внешнеполитической самоизоляцией, так что ожидать изменений к лучшему не стоит
Когда две головы гидры не хотят дружить друг с другом, ну или просто забывают согласовывать действия, происходят казусы, грозящие нагнетанием протестных настроений. Вот и сейчас в соцсетях тысячи россиян не могут разобраться, кому же им верить (и кого «благодарить»): различным Топилиным и иже с ними, вещающим с голубых экранов про беспрецедентные темпы роста зарплат, или же Росстату, согласно свежим данным которого реальные доходы граждан падают пятый год подряд...
Отдельно подчеркнем, что Росстат - это, на минуточку, Федеральная служба государственной статистики, а не какой-нибудь независимый центр, баламутящий электорат идущими поперек линии партии исследованиями.
Исходя из нового исследования Росстата, реальные располагаемые доходы россиян (то есть доходы, скорректированные на уровень инфляции и обязательные платежи) в 2018 году упали на 0,2%. Как уже говорилось выше, несмотря на противоположные заявления властей, падение данного показателя происходит пятый год подряд.
При этом в 2017 году доходы упали на 1,7%. В 2016 году эта цифра равнялась 5,8%, в 2015 году — 3,2%, а в 2014 — 0,7%. Лишь в 2013 году произошел рост на 4%.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе интервью пяти телеканалам в декабре 2018 года утверждал, что правительству удалось переломить тренд на падение доходов россиян. Обновленные же данные Росстата свидетельствуют о том, что данная информация, как минимум, теряет свою актуальность за пределами Московской кольцевой. Министерство экономического развития и вовсе утверждало, что в 2018 году рост реальных доходов россиян составит 3,4-3,9 процента, а реальные зарплаты вырастут на 6,9%.
Бедственное положение российских граждан, а также вероятность смены тенденции на падение их доходов в условиях нынешних российских реалий SaratovNews решил обсудить с ведущим научным сотрудником Института социологии РАН, кандидатом экономических наук Леонтием Бызовым:
- Данное исследование мне кажется весьма объективным – пожалуй, впервые за долгие годы. На мой взгляд, это объясняется тем, что у Росстата недавно сменилось руководство, после чего исследования стали проводиться более обоснованно, без уже ставших привычными очевидных ляпов.
Впрочем, последние пять лет регулярно проводились различные опросы на эту тему, и все пять лет, немного в разном темпе, россияне констатировали нехватку денежных средств и реальное снижение уровня жизни. Это говорит о том, что, несмотря на индексирование пенсий, расширение спектра государственной помощи, повышение зарплат и тому подобное, доходы россиян стабильно снижаются. Конечно, у кого-то рост доходов опережает рост цен, у кого-то – опережает существенно, но все-таки подавляющая часть населения стремительно нищает.
Причем особенно быстро нищают и без того нищие, то есть малообеспеченные и социально незащищенные слои населения. К примеру, пенсии последние два года почти не индексировались, а их повышение в прошлом году не идет ни в какое сравнение с темпом инфляции. Инфляция гораздо сильнее сказывается на стоимости потребительской корзины, нежели каких-то дорогостоящих товаров.
Утверждение о том, что инфляция является причиной снижения реальных доходов и жизненного уровня – во многом тавтологичное. По сути, инфляция и падение доходов – это две стороны одного явления, у которого есть более глубокие, фундаментальные причины. Среди них следует в первую очередь отметить экономические санкции, снижение мировых цен на нефть и сохраняющуюся высокую зависимость российской экономики от внешнего рынка. Мы по-прежнему практически ничего не производим самостоятельно – ни лекарств, ни высокотехнологичных гаджетов, ни компьютеров. Мы только добываем и реализуем на экспорт природные ресурсы. Из-за этого у нас при каждом падении курса рубля резко взлетают вверх цены на импортные товары.
И нет никаких оснований ожидать, что данная тенденция переломится - большинство экспертов предрекают, что она сохранится в ближайшие год-два точно, а то и больше. Нет ни одного позитивного фактора, срабатывания которого следует ожидать в этом или в следующем году. При этом внешнеэкономическая зависимость страны роковым образом сочетается с ее внешнеполитической самоизоляцией, так что ожидать изменений к лучшему не стоит в силу еще и этого фактора. Санкции не только не думают снимать, но наоборот – изобретают все новые и ужесточают уже имеющиеся. Возможным выходом из этой ситуации никто, похоже, не обеспокоен, так что цены продолжат расти, а доходы россиян – падать.
При этом я замечаю, что россияне уже практически не верят в пропагандистские телезаверения, что жить становится все лучше и веселее. Если в 2014-2015, даже в 2016 году доверие к телевидению было очень высоким, то в 2017 и, особенно, в 2018 оно упало практически вдвое. Пожалуй, приверженцами традиционных теленовостей остались только люди старшего поколения, которые теряются в обилии новых источников информации – интернета и так далее. Но и они видят, что жизнь вокруг них и то, что показывают по телевизору, не имеют ничего общего. Так что протестные настроения растут среди россиян всех возрастов.
Павел Плотников