В современной России эвакуация личного транспорта является крайне прибыльным бизнесом, который хорошо отлажен во всех регионах страны. Особенно остро данная проблема стоит этой зимой для жителей Саратова, за машинами которых ведется настоящая охота, продиктованная полным отсутствием возможности припарковаться по правилам из-за снежных завалов. Уровень недовольства среднестатистического гражданина достиг точки кипения, и аккурат перед взрывом «котелка» в Госдуму внесли законопроект о штрафах за необоснованную эвакуацию авто.
Документ предполагает штрафовать сотрудников ГИБДД, принявших решение о незаконной эвакуации авто, на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. Речь идет о мегараспространенных случаях, когда протокол заполняют задним числом, или в отсутствие водителя без понятых и без видеозаписи. Помимо этого, предусматриваются штрафы от 5 до 50 тысяч рублей для тех, кто исполняет незаконное указание (сотрудники служб эвакуации).
Крайне распространенными являются еще и случаи, когда автомобиль эвакуируют из-за того, что документы на него находятся в салоне, но присутствующему на месте владельцу не дают возможности их достать. В результате транспортное средство перевозится на штрафстоянку, а водителю приходится проходить определенную процедуру для его возврата, которая требует немалых денежных средств и времени. В этой связи, в дополнение к вышесказанному депутатами предлагается разрешить владельцам эвакуируемых машин предъявлять документы, если они находятся в салоне.
Стоит отметить, что на обжалование необоснованной эвакуации у водителей зачастую уходит огромное количество времени. При этом даже решение в пользу собственника не влечет никаких правовых последствий для лиц, которые произвели задержание авто.
Ранее группа депутатов предложила запретить эвакуацию автомобилей, если в них находятся люди или животные. Сейчас прямого и однозначного запрета на такие действия в законе нет, и подобные курьезы, к сожалению, происходят регулярно.
SaratovNews решили проанализировать с главой Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергеем Канаевым, насколько высока вероятность реализации обозначенной инициативы:
- Данная инициатива рациональна, и я ее полностью поддерживаю, поскольку ответственность за необоснованную эвакуацию действительно ввести необходимо. Однако реализация может серьезно отличаться от замысла, и не в лучшую сторону. Я считаю, что при тех институтах, которые на данный момент контролируют систему – я имею в виду суд, прокуратуру и так далее – она вряд ли заработает.
Случиться этом может только в одном случае: если сюда подключатся в качестве своего рода третейского судьи независимые институты общественного контроля. Неважно, в каком виде это будет – комиссия ли, комитет ли, главное, чтобы состояли они не из представителей правоохранительных органов. И подобные структуры необходимо проектировать одновременно с законопроектом. Именно общественность должна принимать предварительное решение, имело ли место действительно нарушение, и на основании этого решения дело должно отправляться дальше по инстанциям, в суд или куда там положено, но при этом обратного хода делу тоже не должно быть.
Примерно так функционирует система, например, в США. Там именно общественность решает, не нарушены ли права общества, и если нарушены, то дело сразу отправляется в суд, в обход всяких прокуратур. К примеру, у меня необоснованно эвакуировали автомобиль. Я обращаюсь в описанную общественную структуру, которая решает, что это именно необоснованно. И уже это решение ложится в основу системы, и далее уже никто никогда не имеет право по данным основаниям эвакуировать автомобиль у кого бы то ни было. То есть создается прецедент, и решение о том, что это именно прецедент, выносит такая вот общественная структура.
Вот при таких условиях обозначенную инициативу можно счесть блестящей. У нас же пока ситуация иная: общественность всегда готова вступиться за каждого отдельного «обиженного» человека, но никогда не пытается изменить систему. И даже если этот законопроект протянут сквозь все чтения и примут, то без того, чтобы изменить всю систему описанным выше образом, все это работать не будет и останется в истории еще одной пиар-акцией депутатов.
Отдельно скажу о запрете эвакуации авто с животным или, упаси Боже, ребенком внутри. Если такой факт имел место, то нужно не просто штрафовать горе-эвакуаторщиков. От этого человеку, пережившему несколько неприятнейших или даже ужаснейших часов, ни жарко ни холодно - ему в обязательном порядке следует возместить все эти временные, моральные и материальные потери в виде четко определенной суммы.
Теперь с дрожью душевной перенесусь мысленно в Саратов, где я нынче зимой побывал и воочию увидел творящийся там апокалипсис. Жителям города могу только посочувствовать, а вот местным властям хотелось бы дать добрый совет: примите решение наложить сезонный мараторий на эвакуацию автомобилей с тех мест, где они не мешают работе коммунальных служб, расчищающих снежные завалы. На штрафстоянки нужно эвакуировать только машины, мешающие работе снегоочистительной техники, при этом бесплатно для граждан на время буйства стихии.
Ну нельзя же так относиться к своим же землякам, беззащитным и перед стихией, и перед чиновничьим произволом. Вот такое решение позволит властям завоевать то самое «доверие граждан», о котором они так любят распространяться. Надеюсь, саратовские власти услышат мой голос независимого наблюдателя со стороны. И кто знает, может, это создаст прецедент для других городов и муниципалитетов.
Павел Плотников