Главная / Издания / «Черный клановец», «Сможете ли вы меня простить?»

«Черный клановец», «Сможете ли вы меня простить?»

«Черный клановец», «Сможете ли вы меня простить?»
24 марта 2019

Валерий Кедров

Saratovnews

Еще два фильма из списка «Оскар-2019». На двоих у них девять номинаций, а сошлись они в одной – «Лучший адаптированный сценарий», где, к слову, «Черный клановец» победил. Других статуэток картины не заработали. Но это реальные истории, с неспешным повествованием. И очень американские, что, наверное, особенно ценится у членов киноакадемии.

«Черный клановец», 2018, режиссер Спайк Ли, в ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс, Кори Хокинс, Пол Уолтер Хаузер, Алек Болдуин.

Российского зрителя, выросшего на фильме «Место встречи изменить нельзя», история о внедрении полицейского в банду ку-клукс-клановцев не впечатлит. Много здесь странного и нелогичного.

Черный парень устроился копом, что для 70-х прошлого века большое достижение. Начальство направляет его в архив, но Рон хочет большего. И потому в один из прекрасных дней, листая газету, натыкается на объявление о приеме в ККК. Не раздумывая, набирает номер и просится в клан. Разговаривают с ним уважительно, назначают встречу. Но не может же темнокожий идти на нее! И тогда на собеседование едет детектив Флип Циммерман. Еврей. Против Володи Шарапова – нет никто.

Не будь сценарий написан по книге воспоминаний реального Рона, любой зритель спросил бы – а к чему такие сложности? Зачем нужно, чтобы по телефону разговаривал один коп, а в организацию вступал другой, рискуя быть раскрытым в любой момент? Ну это же глупо!

Объяснили ближе к концу фильма. В свое время главарь клановцев объяснял по телефону, что голос и манеру говорить белого человека он не спутает ни с чем, и потому может доверять Рону, даже не видя его. В финале Рон добавил негритянских интонаций и вызвал на физиономии главаря искреннее изумление. В общем, негр молоток, а белый крупно облажался – прямая дорога к «Оскару»!

Полагаю, «Черный клановец» оказался в списке лучших исключительно из соображений политкорректности. Ну после того памятного скандала 2015 года, когда киноакадемиков обвинили в расовой дискриминации. Именно Спайк Ли отказался тогда участвовать в церемонии вручения премии «Оскар», отметив, что второй год подряд в актерских номинациях нет ни одного темнокожего. С тех пор как прорвало.

Для любителей истории синематографа будет небезынтересен эпизод, когда клановцы устраивают ритуальный просмотр фильма 1915 года «Рождение нации». Сто лет назад в Америке снимали фильмы, где хорошие белые убивали плохих черных. Первые изображены спасителями, вторые – настоящими обезьянами и насильниками. Цветные штурмуют дом, где засела семья белых, они смешно лезут в окна, получают по головам всеми тяжелыми предметами, полезными в быту, и валятся назад. А в самый ответственный момент появляется конница клановцев в белых одеждах и с крестами и разгоняет толпу трусливых негров.

После этого, пишут, и возникло в кино клише «кавалерия из-за холмов». Правда, по другой версии, это выражение вошло в обиход позднее, после вестерна «Дилижанс» (1939). Кто помнит фильм «Чапаев», прекрасно представляет, о чем речь…

«Сможете ли вы меня простить?», 2018, режиссер Мариэль Хеллер, в ролях: Мелисса МакКарти, Ричард Э. Грант, Долли Уэллс, Анна Дивер Смит, Стивен Спинелла, Бен Фальконе.

Довольно забавная история о том, как писательница Ли Израэль оказалась в стесненных жизненных обстоятельствах и стала ради денег подделывать и продавать письма известных писателей. Главную героиню должна была сыграть Джулианна Мур, но что-то там не срослось. Роль досталась Мелиссе МакКарти. Вроде ничего особенного она тут не сделала, но это если не знать, например, что начинала Мелисса как стенд-ап комик.

У российского зрителя могут вызвать улыбку «стесненные обстоятельства» Ли. Женщина ищет работу, а вечерами сидит в барах и пьет виски. Вот одиночество - да. Одиночество во всех странах одинаково.

Очень хорош Ричард Э. Грант в роли друга Ли Джека Хока. Персонаж колоритный, с харизмой. Ну и гей, как положено в современном кино, претендующем на признание критиков.

В реальности Ли Израэль писала биографии знаменитостей. Первые книги (в том числе о Кэтрин Хэпберн – великой голливудской актрисе и необыкновенной красотке) имели успех, но затем последовал провал. С дамой перестали сотрудничать ее литературные агенты. И тогда Ли взялась за подделки. Иногда просто крала письма из библиотек.

Понравилась речь киношной Ли Израэль на суде, где она призналась, что, занимаясь изготовлением фальшивок, получала удовольствие и по-настоящему творила. Еще бы – попробуйте написать в стиле того или иного писателя письмо, не узнав его как следует! Ли подделывала не просто подписи, она имитировала иронию, цинизм. А это действительно работа творческая, требующая большого таланта.

В фильме Ли приговорили к шести годам условно, в реальности – к шести месяцам домашнего ареста и пяти годам испытательного срока. Ей запретили бывать в библиотеках. Интересно, что и после суда подделки Ли Израэль продолжали ходить среди коллекционеров (всего их было порядка 400), а некоторые исследователи ссылались на них в своих работах. Сочинительница фальшивок очень гордилась этим.

Словом, отделалась Ли довольно легко и тут же засела за автобиографическую книгу о себе и своей жизни (вышла в 2008 году). Книга вызвала возмущение у читателей. Людям пришлось не по душе то обстоятельство, что дамочка заработала на рассказе о своем преступлении. Наверное, этим объясняется, что экранизировали книгу только после смерти ее автора.

Валерий Кедров

Метки: кинокритик, новые фильмы, обзор кино, рецензия на фильмы

Оставить комментарий