Еще два фильма из списка «Оскар-2019». На двоих у них девять номинаций, а сошлись они в одной – «Лучший адаптированный сценарий», где, к слову, «Черный клановец» победил. Других статуэток картины не заработали. Но это реальные истории, с неспешным повествованием. И очень американские, что, наверное, особенно ценится у членов киноакадемии.
«Черный клановец», 2018, режиссер Спайк Ли, в ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс, Кори Хокинс, Пол Уолтер Хаузер, Алек Болдуин.
Российского зрителя, выросшего на фильме «Место встречи изменить нельзя», история о внедрении полицейского в банду ку-клукс-клановцев не впечатлит. Много здесь странного и нелогичного.
Черный парень устроился копом, что для 70-х прошлого века большое достижение. Начальство направляет его в архив, но Рон хочет большего. И потому в один из прекрасных дней, листая газету, натыкается на объявление о приеме в ККК. Не раздумывая, набирает номер и просится в клан. Разговаривают с ним уважительно, назначают встречу. Но не может же темнокожий идти на нее! И тогда на собеседование едет детектив Флип Циммерман. Еврей. Против Володи Шарапова – нет никто.
Не будь сценарий написан по книге воспоминаний реального Рона, любой зритель спросил бы – а к чему такие сложности? Зачем нужно, чтобы по телефону разговаривал один коп, а в организацию вступал другой, рискуя быть раскрытым в любой момент? Ну это же глупо!
Объяснили ближе к концу фильма. В свое время главарь клановцев объяснял по телефону, что голос и манеру говорить белого человека он не спутает ни с чем, и потому может доверять Рону, даже не видя его. В финале Рон добавил негритянских интонаций и вызвал на физиономии главаря искреннее изумление. В общем, негр молоток, а белый крупно облажался – прямая дорога к «Оскару»!
Полагаю, «Черный клановец» оказался в списке лучших исключительно из соображений политкорректности. Ну после того памятного скандала 2015 года, когда киноакадемиков обвинили в расовой дискриминации. Именно Спайк Ли отказался тогда участвовать в церемонии вручения премии «Оскар», отметив, что второй год подряд в актерских номинациях нет ни одного темнокожего. С тех пор как прорвало.
Для любителей истории синематографа будет небезынтересен эпизод, когда клановцы устраивают ритуальный просмотр фильма 1915 года «Рождение нации». Сто лет назад в Америке снимали фильмы, где хорошие белые убивали плохих черных. Первые изображены спасителями, вторые – настоящими обезьянами и насильниками. Цветные штурмуют дом, где засела семья белых, они смешно лезут в окна, получают по головам всеми тяжелыми предметами, полезными в быту, и валятся назад. А в самый ответственный момент появляется конница клановцев в белых одеждах и с крестами и разгоняет толпу трусливых негров.
После этого, пишут, и возникло в кино клише «кавалерия из-за холмов». Правда, по другой версии, это выражение вошло в обиход позднее, после вестерна «Дилижанс» (1939). Кто помнит фильм «Чапаев», прекрасно представляет, о чем речь…
«Сможете ли вы меня простить?», 2018, режиссер Мариэль Хеллер, в ролях: Мелисса МакКарти, Ричард Э. Грант, Долли Уэллс, Анна Дивер Смит, Стивен Спинелла, Бен Фальконе.
Довольно забавная история о том, как писательница Ли Израэль оказалась в стесненных жизненных обстоятельствах и стала ради денег подделывать и продавать письма известных писателей. Главную героиню должна была сыграть Джулианна Мур, но что-то там не срослось. Роль досталась Мелиссе МакКарти. Вроде ничего особенного она тут не сделала, но это если не знать, например, что начинала Мелисса как стенд-ап комик.
У российского зрителя могут вызвать улыбку «стесненные обстоятельства» Ли. Женщина ищет работу, а вечерами сидит в барах и пьет виски. Вот одиночество - да. Одиночество во всех странах одинаково.
Очень хорош Ричард Э. Грант в роли друга Ли Джека Хока. Персонаж колоритный, с харизмой. Ну и гей, как положено в современном кино, претендующем на признание критиков.
В реальности Ли Израэль писала биографии знаменитостей. Первые книги (в том числе о Кэтрин Хэпберн – великой голливудской актрисе и необыкновенной красотке) имели успех, но затем последовал провал. С дамой перестали сотрудничать ее литературные агенты. И тогда Ли взялась за подделки. Иногда просто крала письма из библиотек.
Понравилась речь киношной Ли Израэль на суде, где она призналась, что, занимаясь изготовлением фальшивок, получала удовольствие и по-настоящему творила. Еще бы – попробуйте написать в стиле того или иного писателя письмо, не узнав его как следует! Ли подделывала не просто подписи, она имитировала иронию, цинизм. А это действительно работа творческая, требующая большого таланта.
В фильме Ли приговорили к шести годам условно, в реальности – к шести месяцам домашнего ареста и пяти годам испытательного срока. Ей запретили бывать в библиотеках. Интересно, что и после суда подделки Ли Израэль продолжали ходить среди коллекционеров (всего их было порядка 400), а некоторые исследователи ссылались на них в своих работах. Сочинительница фальшивок очень гордилась этим.
Словом, отделалась Ли довольно легко и тут же засела за автобиографическую книгу о себе и своей жизни (вышла в 2008 году). Книга вызвала возмущение у читателей. Людям пришлось не по душе то обстоятельство, что дамочка заработала на рассказе о своем преступлении. Наверное, этим объясняется, что экранизировали книгу только после смерти ее автора.
Валерий Кедров