Главная / Издания / Орлиный глаз – единственная панацея в борьбе с просрочкой

Орлиный глаз – единственная панацея в борьбе с просрочкой

Орлиный глаз – единственная панацея в борьбе с просрочкой
26 марта 2019

Павел Плотников

Saratovnews

Согласно новому исследованию ВЦИОМ, более трети россиян (37%) в прошлом году столкнулись с различными нарушениями своих потребительских прав. Продажа товаров с истекшим сроком годности является самым частым нарушением - на ее долю приходится почти половина всех жалоб (47%). Люди травятся просрочкой регулярно, при этом недобросовестные торговцы еще и умудряются их обвешивать и обсчитывать. По крайней мере, так утверждает каждый третий представитель категории, указавшей на ненадлежащее качество товаров (40% выборки). Соответственно, в данном вопросе хромает и сервис: тут и необоснованное завышение цены товара (26%), и игнорирование санитарных норм в местах торговли (20%), и некомпетентность персонала (32%).

По данным исследования, две трети (69%) россиян знают, что их потребительские права защищены законом, однако его содержание представляют только в общих чертах. Зато за последние несколько лет заметно снизилась доля тех, кто не знает, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. Если в 2010 году об этом говорили 38% респондентов, то на сегодняшний день – всего 8%. ВЦИОМ говорит о том, что более половины россиян (54%) в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре защиту своих прав доверяют общественным организациям, а 45% респондентов - Роспотребнадзору. Каждый шестой (15%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в суд. Реже респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит полиция (11%) или муниципалитет (10%). При этом 4% опрошенных сказали, что вообще никуда бы не обращались.

Понятное дело, что частота нарушений прав потребителей зависит от размера населенного пункта. Чем он крупнее, тем чаще в нем происходят нарушения. Например, в селе о них говорят 34% жителей. Среди жителей областных центров показатель находится на уровне 43%.

Инициативный всероссийский опрос проводился организацией 14 марта методом телефонного опроса среди 1600 респондентов старше 18 лет. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не должен превышать 2,5%.

SaratovNews вместе с ведущим юристом ОЗПП «Общественный контроль» Олегом Фроловым решили разобраться, насколько интенсивно растет правовая грамотность россиян:

- Главное, что должен взять на вооружение потребитель – орлиный глаз. То есть прежде всего свои права надо защищать с помощью своей же бдительности. Нужно как можно внимательнее читать всю сопровождающую товар документацию. А то ведь недобросовестные производители и продавцы зачастую намеренно делают маркировку товара неудобочитаемой, так что покупателю, особенно немолодому и со слабым зрением, очень трудно ознакомиться с ней. Ну и, конечно, обнаружив нарушения, необходимо обращаться в официальное надзорное ведомство – Роспотребнадзор. Именно на него возложена обязанность фиксировать факты нарушений, собирать материалы и обращаться с ними в правоохранительные органы. Конечно же, существуют еще и профильные общественные организации. Таков единственный на данный момент существующий порядок.

Правда, сейчас идет разработка некоторых поправок в законодательство, регламентирующее данную отрасль права. В частности, разрабатываются механизмы изначального недопущения некачественных товаров на рынок. Также совершенствуются механизмы отслеживания пути товара по всей цепочке товародвижения онлайн, чтобы, к примеру, продавцы не могли менять маркировку товара, маскируя тем самым истекший срок его годности. Новые технологии помогут надзорному ведомству более жестко контролировать данную сферу и более оперативно пресекать возможные нарушения в ней.

Конечно же, государство заинтересовано в том, чтобы граждане гарантированно приобретали и употребляли только качественные продукты и товары. Однако на практике эти гарантии получается обеспечивать далеко не всегда, и нарушений остается немало, прежде всего – в регионах. Я бы не стал говорить о существовании некоего злонамеренного «лобби» - скорее всего, имеют место и недостаток ресурсов, и определенная безответственность местных органов власти, недостаточно контролирующих производителей и продавцов, и элементарная беспечность населения.

Мне понятно, почему граждане за защитой своих потребительских прав предпочитают обращаться в общественные организации, а не в государственное надзорное ведомство. Дело в том, что общественные организации работают непосредственно с потребителем, права которого были нарушены – Ивановым, Петровым, Кузнецовым – и защищают конкретно его интересы, что, собственно, граждане и ценят. А Роспотребнадзор работает по материалам жалоб «неопределенных групп потребителей» и направляет свое воздействие на поиск и наказание нарушителей, а конкретным Иванову, Петрову и Кузнецову ведомство указывает одну дорогу – в суд.

Впрочем, правовая грамотность россиян растет год от года, как свидетельствует опыт моей работы. Я занимаюсь этими вопросами с 2006 года, и могу сказать, что в первые три года моей работы потребители обращались за защитой своих прав по большей части случайно, и сами обращения выглядели, если можно так выразиться, «непрофессионально». Но в последнее время грамотность обращений заметно выросла, как выросла и общая правовая культура граждан, по крайней мере, в данной сфере. Но в регионах, к сожалению, ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы. Граждане в массе своей еще плохо представляют, как формулировать свои претензии и куда их направлять, да и суды пока еще недостаточно подготовлены к подобным делам.

Павел Плотников

Метки: новости России, права потребителей, Роспотребнадзор

Оставить комментарий