Депутаты Госдумы допустили снижение нештрафуемого порога превышения скоростного режима на дорогах городов до 10 километров в час. Об этом заявил зампредседателя комитета ГД по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, при этом подчеркнув, что для трасс скоростной режим менять не планируется. Отдельные пешеходы обрадовались анонсированным поправкам, а многие водители уже по инерции посчитали, что мера рассчитана не на улучшение дорожной безопасности, а на пополнение казны и карманов отдельных лиц, причастных к установке камер фиксации нарушений.
Отдельно отметим: абсолютное большинство рунетчиков высказало уверенность в том, что даже совокупный КПД от кардинальных инициатив запретительного характера, активно выдвигаемых в последнее время депутатами и ГИБДД, не сможет снизить смертность на дорогах настолько, насколько бы ее снизило повышение их качества.
Ранее в ходе общественных слушаний в Госдуме представители Государственной автоинспекции заявляли, что превышение скорости является самым распространенным нарушением правил и одновременно основным фактором, приводящим к авариям и гибели людей. В этой связи ведомство выступило с рядом инициатив по ужесточению ответственности для водителей: шестикратное увеличение штрафа за превышение скорости на 20-40 километров в час (с 500 до 3000 рублей), введение штрафов за превышение скорости на 10-20 километров в час, отмена льготного периода уплаты половины штрафа для систематических нарушителей (20 дней).
Глава ГИБДД Михаил Черников положительно высказывался по поводу возвращения нештрафуемого порога превышения максимально допустимой скорости на отметку в 10 километров в час (соответствующие штрафы действовали в России до сентября 2013 года).
Буквально накануне заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин выступил с предложением привязать штрафы за превышение скорости в России к уровню доходов нарушителей, а также к стоимости транспортных средств.
Напомним, что коммерческие фирмы, специализирующиеся на установке камер видеофиксации, начали заключать с региональными и муниципальными властями концессионные контракты с 2016 года. В настоящее время потенциальные доходы от штрафов даже учитываются в формировании бюджетов субъектов РФ. Автомобилистов «стригут» во всех уголках нашей необъятной родины, и многие уже позабыли, что изначальной задачей подобных камер была профилактика нарушений.
Чтобы было понятно, методика установки подобных камер явно указывает на то, что частников волнует отнюдь не безопасность дорожного движения. Камеры ставятся не на аварийных участках, статистику которых ведет ГИБДД, а там, где водители чаще нарушают скоростной режим. Адекватность показаний оборудования этих частников также вызывает много вопросов. По всей стране автомобилисты сталкиваются с ошибками частных камер и, соответственно, необоснованными штрафами.
SaratovNews решили вместе с членом координационного совета «Федерации автовладельцев России» Сергеем Терехиным разобраться, сможет ли обозначенная инициатива положительно сказаться на дорожной безопасности:
- Мое мнение, как автомобилиста, таково: все эти нештрафуемые «допуски и посадки» - сами по себе порочная практика. В разных условиях движения эти погрешности могут иметь самые разные последствия, вплоть до роковых. Одно дело – движение по загородным трассам, где средняя скорость потока составляет 105-110 километров в час: тут превышение на 20 километров встречается сплошь и рядом, и его порой и заметить-то невозможно. И совсем другое дело – город, где эти самые 20 километров могут составлять и 30% от дозволенной скорости, и 50, и даже 100%. К примеру, на дворовых территориях, поблизости от школ и других детских учреждений положено ехать со скоростью 20 километров в час. И вот представьте, что водитель едет со скоростью 40 – вдвое большей! Во дворе на дорогу в любой момент может неожиданно выбежать ребенок – тут недалеко и до трагического исхода.
В общем, я считаю, что в идеале скоростной режим движения должен быть заключен в строгие рамки. Например, в других странах такой нештрафуемый порог гораздо ниже – 10 и даже пять километров, а кое-где его и вовсе нет. Тем не менее, у нас такой резкий «поворот» и нежелателен, и невозможен в силу нашего менталитета и наших «традиций». Я имею в виду, что, если мы вообще отменим нештрафуемый порог, то сотрудники ГИБДД с утроенным рвением ринутся штрафовать всех подряд. Так что, думаю, порог в 10-5 километров в наших реалиях будет хорошим, компромиссным вариантом.
Теперь о штрафах, или, для начала, об их шестикратном увеличении, идея которого давно носится в воздухе. Я думаю, что штраф в 3000 рублей сработает в отношении большинства нарушителей. Конечно, останется достаточно нарушителей-рецидивистов, которые денег не считают, ну да не они погоду делают.
Впрочем, есть еще кое-кто, кто на штрафах «денег не считает» - я имею в виду, что сегодня в фиксации нарушений и взимании на ее основе штрафов коммерческая составляющая откровенно превалирует. Так что в определенной мере у идеи снижения порога «ноги растут» и отсюда. У нас сложилась порочная, но при этом весьма прочная система, спаявшая воедино государственные, муниципальные и коммерческие структуры. Сломать эту систему сложно, но вполне возможно, правда, это уже забота правоохранительных органов. Сделать систему фотофиксации нарушений максимально эффективной можно только сочетая два аспекта – точность фиксации нарушений и неизбежность ответственности за них, для всех без исключения. У нас, к сожалению, с этим тоже серьезные проблемы. Ну, а идея привязать размер штрафа к стоимости автомобиля и к предполагаемому на этой основе доходу автовладельца – совершенная дичь. Знаемы мы прекрасно, у кого и какая «белая» зарплата и кто и сколько имеет на самом деле. Тут как минимум на бумаге все машины упадут в цене до копеек.
Наши законодатели явно смотрят не туда и не замечают других серьезных, я бы сказал, настоящих проблем. Нерадивые дорожники и чудовищное качество дорожных работ – вот где в первую очередь следует навести порядок. Безопасным должно быть не только движение по дорогам, но и сами дороги. Понимаете, за дорожную безопасность в равной мере несут ответственность все участники этой цепи: и кто дороги заказывает, и кто их проектирует и строит, и кто по ним потом ездит. А у нас все время «берут за горло» не тех, кого надо, и в результате – «порядка ж нет как нет».
Павел Плотников