Главная / Издания / Dura lex, sed lex?

Dura lex, sed lex?

Dura lex, sed lex?
05 июня 2019

Автор: Вера Шарабандова

фото pixabay.com

МК в Саратове

№24 (1137) 5.06.2019

Кому в саратовском регионе закон не писан

Услышанное от Светланы Прокудиной, обратившейся в редакцию, просто не умещается в сознании. К сожалению, о случаях насилия над животными приходилось читать и до этого. Но когда вот так, совсем рядом с тобой…

Некоторые коллеги уже написали об этой страшной истории. Но в данном случае, уверены мы, повторение пойдёт только на пользу, сработав, как удар тревожного колокола, старающегося пробудить наше сознание. Но, впрочем, дадим слово очевидцам.

— Семья собак на парковке магазина «Магнит», расположенного в Энгельсе на улице Колотилова, 86, в посёлке Приволжском, жила очень давно, — рассказывает  Светлана ПРОКУДИНА, — все они были обработаны, чипированы и привиты от бешенства волонтёрами благотворительной организации помощи бездомным животным «Верный друг». Я сама часто приходила покормить их и видела, как дружелюбно они относятся к людям. Даже детки не боялись играть с ними, особенно полюбились им маленькие щенки. На собак не то что никаких нареканий не было — они давно стали всеобщими любимцами.

По словам Светланы, это потом уже, после трагедии, попытаются распустить слухи о том, что собаки якобы представляли опасность для посетителей гипермаркета. На самом деле ни она, ни кто-то из соседей или знакомых, частенько наведывающихся в «Магнит», никогда таких разговоров не слышали.

 

Трагедия на парковке

Этой весной всех особо забавлял пятимесячный щенок. Каждый называл его по-своему, он же, в силу всепоглощающей любви к людям, честно отзывался на любое имя. Лишь бы оно было произнесено голосом друга. А друзьями его, как он наивно предполагал, были все окружающие люди.

Собственно, уверенность в том, что их любят, отчасти тоже стала причиной трагедии, произошедшей ранним утром 19 марта. Привыкнув к тому, что от людей зла ждать не приходится, четвероногая семья с благодарностью принялась за завтрак, вынесенный им работником гипермаркета. А часа через полтора-два у собак начались судороги. Агония продолжалась в течение довольно долгого времени. Всё это происходило на глазах ранних покупателей «Магнита», говорят, среди них были даже мамочки с детьми. Надо отдать должное невольным свидетелям трагедии: вместо того, чтобы, как нынче принято, снимать происходившее на телефоны, они использовали их по прямому назначению — вызвали волонтёров из фонда «Верный друг». Сейчас уже, наверное, трудно установить, кому нужно сказать спасибо, но именно благодаря своевременному сигналу одну из взрослых собак удалось спасти. К сожалению, только одну. В ветеринарном госпитале на ул. Телеграфной ей сразу же ввели… антидот, применяемый при отравлении противотуберкулезным препаратом изониазид. Как выяснилось, именно этим лекарством, безопасным для человека и смертельным для животных, чаще всего травят собак. Что это, как не косвенное признание того, что деяние было умышленным?

В попытке добыть прямые доказательства преднамеренного убийства Светлана и её единомышленница Галина ВЕРХОВЫХ отвезли в клинику другую, мёртвую собаку. Официальное заключение: «Сердечная недостаточность. Предположительно отравление». Как вы думаете, что сделали после этого две отважные женщины? Они добились в полиции разрешения провести экспертизу биоматериалов погибшей собаки… в морге. Хотя, как потом выяснилось, сути дела это не прояснило. Согласно заключению судмедэксперта, никаких известных ядов в представленных образцах не оказалось. Если принять как данное, что собаки были отравлены изониазидом, результат экспертизы вполне предсказуем. Ведь для человека этот препарат — лекарство, и исследования на его присутствие в организме просто не проводятся. Чтобы получить более точный результат, судмедэксперты затребовали образцы крови и мочи животных. Как вы понимаете, сделать этого, учитывая, что смерть собак наступила несколько дней назад, уже не представлялось возможным.

 

Во имя справедливости

После нескольких дней мытарств по экспертам наши собеседницы подали заявление в полицию. Но в возбуждении уголовного дела было отказано. После чего Светлана и Галина наняли адвоката и обратились с жалобой в энгельсские прокуратуру и полицию, а также в областную прокуратуру. Из последней инстанции пришло постановление, отменяющее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Материал отправили на доследование.

Вы можете резонно спросить: какую же доказательную базу собрали Светлана Прокудина и Галина Верховых? С чем они обращались в полицию и прокуратуру? В первую очередь это показания свидетельницы К., видевшей, кто именно подсыпал отраву в миски с кормом. Ещё на первом этапе проверки заявления правоохранительными органами были получены и показания дворника Д. Как утверждает Светлана Прокудина, ей рассказали, что работник гипермаркета Вячеслав, на которого указывали свидетели, и ранее проявлял жестокость по отношению к собачьему семейству. И однажды даже стрелял по животным. В ходе расследования на месте события нашли пули от пневматического оружия. Удалось получить и видеозапись с камеры наблюдения, на которой чётко видно, кто именно «охотится» на беззащитных собак. Есть показания и ещё одной женщины, оказавшейся вместе с ребёнком на месте расправы. Страшно представить, какую психологическую травму получил маленький покровчанин, видя, как бьются в конвульсиях ни в чём не повинные собаки.

— В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статья 245 «Жестокое обращение с животными». И мы надеемся на справедливое расследование преступления, совершённого по данной статье, и наказание виновных, — настаивает Светлана.

Убеждённый, но трезвомыслящий защитник животных, она недоумевает: Саратовской области как будто закон не писан. Достаточно вспомнить несколько жестоких эпизодов, не получивших должной реакции правоохранительных органов. Жуткий случай в Красном Куте, когда не так давно местные жители убили и частично съели собаку, останки же её вместе с ещё живыми щенками закопали. Отказано в возбуждении уголовного дела и жительнице Энгельса по факту отравления двух собак, проживавших в её дворе. Животные, к слову, тоже были чипированы, стерилизованы и привиты работниками приюта «Верный друг». «За отсутствием состава преступления» было принято решение отказать другой покровчанке в возбуждении уголовного дела за выстрел из пневматического оружия в кота Персика, который не мог самостоятельно спуститься с дерева и громко мяукал от страха.

Справедливости ради надо отметить, что не все представители закона столь равнодушно отнеслись к трагедии, разыгравшейся 19 марта. И Светлана с благодарностью вспоминает участкового уполномоченного 3-го отдела полиции Энгельса Валерия МАГАНА и начальника отдела полиции № 3 в составе МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области подполковника Алексея ИВАНОВА — за их профессионализм и понимание.

А напоследок Светлана рассказала ещё одну страшную историю. На территории объекта на пересечении ул. Горького и Гоголя в Саратове жила собака с «говорящей» кличкой Улыбаха. В крещенскую ночь, в страшный мороз, Улыбаху не спасло ни наличие щенков, ни всеобщая, казалось бы, любовь. Её расстреляли вместе со щенками. В полиции над обращением просто посмеялись, подробно объяснив, что случай не подпадает под ст. 245 УК РФ. Мол, жестокости в нём не наблюдается. Главное, что не топором и не при детях.

— С тех пор прошло время, но засыпаю и просыпаюсь я с думой о них, самых незащищённых, — в глазах нашей собеседницы предательски блестят слёзы. — Сказано было: «Мне отмщение, и Аз воздам…», и я всё-таки верю, что в нашей стране с жестокостью по отношению к братьям нашим меньшим будет покончено!

Каждый, вне зависимости от регалий и статуса, кто надругается над животными, уверена Светлана, будет отвечать по всей строгости закона, принятия которого зоозащитники добивались годами. И наше сообщество окажет в этом юридическую и моральную поддержку.

 

Кто следующий?

Вся опасность ситуации заключается в том, что жестокость по отношению к животным — это первый звоночек. И безнаказанность приведёт к тому, что рано или поздно те, кто сам признал за собой такое право, начнут убивать, например, людей без определённого места жительства. Причин можно найти множество. Кто станет следующим? Старики, раздражающие своей медлительностью или ворчанием? Дети, с криками и хохотом гоняющиеся во дворе? Вы? Я? Предсказать невозможно. В одном убеждена: процесс этот неостановим.

Признаюсь честно, я и сегодня считаю, что некоторых (слава богу, их пока не так много) от экстремальных действий по отношению к людям сдерживает только страх наказания. Его величество Закон. Так почему же этот закон не действует в отношении животных? Или некоторым он просто не писан?

Вместо постскриптума

…Раннее утро. Мягкие тяжёлые лапы, едва слышно цокая коготками, прошлись через спальню — и вот уже прохладный влажный нос уткнулся в мою щеку. Неприятного сна, от которого пыталась очнуться секунду назад, как не бывало. Злата словно чувствует, что хозяйке не по себе: не просится гулять, а ложится рядом, неуклюже обняв меня, как умеет только она.

С недавних пор я очень боюсь за неё. Вдруг кому-то не понравится, как она иногда, разыгравшись, «повышает голос» на какую-нибудь неправильную, по её мнению, кошку. И не спасут ни намордник, ни поводок. Разорвёт тишину выстрел, и я, как одна из героинь этого материала, прижимая к себе окровавленного друга, буду молить об одном: лишь бы Злата осталась в живых.

Нет-нет, этого не произойдёт, успокаиваю я себя. И ещё много лет рядом со мной будет это верное, никогда не предающее существо. Умеющее любить так, как иным людям просто не дано.

Автор: Вера Шарабандова

Оставить комментарий