Тема сталинских репрессий периодически возникает в российском медиапространстве и в умах граждан России. Когда-то ей посвящались самые популярные книги, фильмы, картины и скульптуры. Со времён приснопамятной перестройки на территории бывшего СССР установлено около 1300 памятников жертвам политических репрессий. В Саратове есть мемориальная доска и памятный знак на Воскресенском кладбище, но в городе памятника нет, хотя его торжественно заложили в далёком теперь 1990 г. Об этом напомнил в письме в редакцию «МК» в Саратове» наш земляк, ныне москвич, профессор Саратовской государственной консерватории имени Собинова Валентин Ханецкий.
Профессор ХАНЕЦКИЙ вложил в своё письмо две фотографии. Обе сделаны на Театральной площади Саратова — в советское время она именовалась площадью Революции. На одной — всем известный памятник В. И. ЛЕНИНУ, который сейчас как раз реконструируют. На другой — вросший в землю среди травы газона обломок бетонной плиты. Как указывает автор письма, расстояние между ними всего полсотни метров.
— Что это такое, думаю, не знают 99% саратовцев, они видят какой-то бесформенный, неизвестно кем брошенный и почему-то забытый в сквере на площади камень, — пишет Валентин Евгеньевич. — А он, оказывается, должен олицетворять память потомков о бессудных жертвах сталинского режима! И лежит почти рядом с памятником Ленину.
Ханецкий резонно замечает, что если 17 июля нынешнего года депутаты Госдумы РФ по инициативе своего спикера, саратовца Вячеслава ВОЛОДИНА впервые почтили минутой молчания память последнего российского императора Николая II и его семьи, расстрелянных 17 июля 1918 г., и всех жертв Гражданской войны 1917-1922 гг., то почему бы не сделать следующий, вполне закономерный шаг — попросить губернатора РАДАЕВА и мэра ИСАЕВА «восстановить в достойном виде памятник безвинно убиенным советским режимом саратовцам».
Кусок плиты, нелепо торчащий из земли в сквере позади нынешнего учебного корпуса ПАГС, который много лет был IV корпусом СГУ, сейчас действительно выглядит странно, будто его забыли убрать. Саратовцы постарше (я в их числе) помнят, что когда-то на этом месте была табличка, сообщавшая, что здесь установят памятник жертвам политических репрессий, и плита тогда выглядела иначе, более внушительно. Давно это было. Теперь уже трудно установить, когда появился камень на газоне — то ли до распада СССР, то ли после. Мы решили выяснить его судьбу у компетентных лиц. Увы, это оказалось не так просто.
В пресс-службе администрации Саратова нам поведали, что у этого камня никакого официального статуса нет и вообще о нём никто в мэрии ничего конкретного сказать не может (хотя лежит он буквально в нескольких шагах от здания, где помещается городская власть). Года три назад обсуждался проект памятника жертвам репрессий, но речь шла о другом месте — на улице Астраханской, между Большой Казачьей и Вавилова, однако дальше обсуждения и принятия постановления о возможности установить памятник дело так и не пошло. Если есть энтузиасты, желающие установить памятник именно на Театральной площади, им надо обратиться в межведомственную комиссию по монументально-декоративному искусству, созданную администрацией города пять лет назад, там решают, какие памятники и где нужны Саратову.
Наш следующий собеседник — начальник отдела исторической информации научно-производственного центра по историко-культурному наследию Саратовской области Вячеслав ДАВЫДОВ подтвердил, что у камня на площади не имеется законных прав на существование.
— Когда пройдёт 50 лет со дня его появления, можно будет поставить вопрос о причислении его к памятникам культуры и истории. А сейчас он ни для кого не представляет интереса — как известно, под лежачий камень вода не течёт, деньги тоже.
Свет на ситуацию смог пролить руководитель правозащитного центра «Солидарность» Александр НИКИТИН, один из самых активных участников протестного движения в последние годы существования Советского Союза:
— Плиту с надписью установили в ночь на 30 сентября 1990 года. Она была закрыта полотном, которое сняли во время митинга, где говорили о репрессированных саратовцах. Тогда митинги и шествия проходили чуть ли не каждый день. Инициатором закладки будущего памятника был Евгений КОРОЛЬКОВ, в то время — активист Народно-трудового союза (НТС), вокруг него собралась инициативная группа.
Александр Дмитриевич рассказал, что вплоть до 1995 г. он регулярно обращался с письменными запросами о судьбе памятника репрессированным в городской комитет по архитектуре. Оттуда его запросы перенаправляли в общественную комиссию при мэрии, и там они оседали мёртвым грузом. Наконец, в 1995-м, после разговора с лидером Саратовской ассоциации жертв политических репрессий, было решено пробивать установку монумента в другом месте — лучше всего на Астраханской улице, напротив бывшей тюрьмы, нынешнего СИЗО. Разговоры об этом ведутся до сих пор, периодически вспыхивая и затухая. Что касается верхней части плиты, где была надпись, то она стала жертвой снегоочистительной техники.
— Примерно в 2004-2005 годах, когда в Саратове наконец появились машины по уборке снега, во время очистки Театральной площади кусок плиты с названием будущего памятника сдвинули с места и потом убрали. Осталось бетонное основание, которое и можно теперь видеть.
Никитин также сказал, что считать закладку памятника совсем забытым событием неправильно — время от времени об этом вспоминают. Так, в сентябре 2010 г., на 20-летие установки закладного камня, на саратовском радио «Свобода» Евгений Корольков рассказывал, как это было: люди приносили цемент, арматуру, строили основу монумента всем миром. И место сообща выбирали — рядом с гигантской фигурой Ленина, это было принципиально.
Александр Никитин тоже участвовал в этом разговоре и так оценил позицию власти:
— Все боятся озвучить свою позицию, зафиксировать эту позицию, чтобы она получила законченное выражение в каком-нибудь ответе за подписью, за датой, номером и т. д. Мы добиться этого не в состоянии, хотя прекрасно понимаем, что молчание на протяжении целого ряда лет — это и есть доказательство того, что люди во власти не поддерживают эту инициативу. Они не выступают против, потому что нет официальных заявлений, но фактически реализация данной идеи саботируется.
Сегодня, кстати, руководитель «Солидарности» настроен более оптимистично. Он верит, что когда-нибудь памятник здесь всё же вознесётся:
— Символично, что камень прочно врос в саратовскую землю и дожил до наших дней — это подтверждает несокрушимость идеи увековечить память о невинно пострадавших.
Возможно, эти надежды сбудутся. На прощанье же хотелось бы заметить, что камень на газоне Театральной площади напоминает не только о судьбах репрессированных, но и о перестроечных временах, вспоминать которые нынешние государственные и общественные деятели ой как не любят. Слишком отличаются их сегодняшние лозунги и заявления от тогдашних.
Автор: Станислав Орленко