Из статьи узнаете, каких положений, по мнению налоговиков, не хватает в текстах ваших договоров. Читайте, что запросить у контрагента и приложить к договору, чтобы избежать претензий ИФНС. Если этого не сделаете, инспекторы посчитают сделку нереальной, увидят необоснованную выгоду. Значит, доначислят налоги, заставят платить штрафы и пени.
Налоговики проверяют, какой способ доставки продукции выбрали стороны. Если не увидят нужные условия в тексте договора и подтверждающие документы, посчитают сделку нереальной.
Укажите способ доставки продукции. Если вы покупатель и договорились c поставщиком о самовывозе, то у вас должен быть свой транспорт.
Если доставку осуществит другая компания, проверьте, что в договоре есть пункт о праве поставщика привлекать третьих лиц. При привлечении сторонних организаций проследите, чтобы были договоры на оказание транспортных услуг по доставке или документы, которые подтвердят расходы на аренду машин.А42
Фиксируйте документально выбранный способ доставки. Налоговая может запросить банковскую выписку по расчетному счету компании и проверить, были затраты на доставку или нет.
Чтобы исключить налоговые риски, укажите в договоре, включает его цена НДС или нет. Конкретизируйте сумму налога. Хотя это выгоднее сделать в первую очередь продавцу. Ведь если он не определит НДС, не сможет взыскать налог с компании сверх цены. ВАС в данной ситуации поддерживает покупателя и считает: если в тексте договора нет прямых указаний об НДС и нет иной информации, сумму налога нужно определять расчетным путем. Этой же позиции придерживаются налоговики.
При оформлении договора с поставщиками включите условие об обязательной выдаче счета-фактуры. Это поможет получить налоговый вычет по НДС. Установите штрафные санкции за нарушение условия. Если не включить в договор этот пункт, истребовать счет-фактуру через суд будет трудно. Практика при разрешении подобных споров неоднозначная.
Пример: суд решил, что счет-фактура не является документом, который продавец обязан передать покупателю вместе с товаром. В договоре стороны не установили такую обязанность. В итоге получить счет-фактуру покупатель не смог.
В другом деле суд поддержал компанию. Принял во внимание, что компания неоднократно пыталась получить от поставщика правильный документ со всеми необходимыми подписями и представила в налоговую документы, которые позволили установить право на получение вычета.
Определите порядок оплаты и ответственность за нарушение обязательств. Если заключаете договор с неизвестным поставщиком на условиях стопроцентной предоплаты, а положения об обеспечении исполнения обязательств и ответственности не включаете в договор, рискуете, что налоговая признает его формальным.
Если продукцию доставит поставщик, требуйте подтверждение, что у него есть собственные транспортные средства. В сопроводительных документах попросите указать марку и модель машины, Ф. И. О. водителя.
Проверьте, чтобы были все приложения, к которым имеются отсылки в договоре: протоколы определения цены, сметы, прейскуранты. Если вы определили в договоре, что срок и способы доставки согласовываете в спецификациях, не забудьте оформить их, иначе инспектор может посчитать сделку фиктивной.
Во всех случаях, когда налоговик усомнится в реальности сделки, он посчитает, что действия вашей компании и контрагента не обусловлены разумными экономическими причинами. Установит, что компания ставила целью взаимоотношений получение налоговой выгоды за счет уменьшения НДС, списания необоснованных расходов по налогу на прибыль. Компании придется доплатить налоги, а также выплатить штрафы и пени.
Реальность сделки подтвердят документы, которые необходимо представлять по закону, например сертификаты качества. Если перевозчик выполняет дополнительно функции экспедитора, должны быть экспедиторские расписки. В противном случае затраты не получится учесть для целей налогообложения.А53
Инспекторы смотрят, кто выполнял работы: по договору и в действительности. Налоговики проверяют, привлекали ли третьих лиц и как это оформляли.
Если вы заказчик, пропишите, вправе ли подрядчик привлекать к выполнению работ субподрядчиков. Установите в договоре, что работать они могут только с вашего согласия. Если этого не сделать, то рискуете потерять право на учет расходов и вычеты по сделке.
Обратите внимание еще на одно условие договора подряда: входит ли стоимость материалов в стоимость работ. Если да, то вы как заказчик не вправе приобретать дополнительно материалы для этих работ.
Запросите у подрядчика документы и сведения, которые подтвердят, что у него есть трудовые и материальные ресурсы для выполнения работ по договору. Убедитесь, что работы будет выполнять лицо, которое указано в договоре.
В случае проверки налоговая в силу статьи 54.1 НК будет оценивать реальность выполнения работ лицом, которое указали в первичных документах. Инспекторы считают, что если заказчик не запросил у подрядчика документы и сведения о наличии трудовых и материальных ресурсов, работы фактически выполняло другое лицо, а согласие заказчика на это не затребовали, то это признак формального документооборота.
Суды иногда поддерживают такую логику налоговиков. Хотя есть решения судов с противоположной точкой зрения: отсутствие согласия заказчика на привлечение субподрядчика говорит о нарушении договора, а не о том, что нет реальных взаимоотношений.
Если для видов работ, которые указали в договоре, нужны допуски СРО, лицензии или иные разрешительные документы, запросите их. Проверьте
их реальность на официальных сайтах саморегулируемой организации или лицензирующего органа.
С 2021 года выдачу лицензии будут подтверждать не бумажным документом строгой отчетности, а записью в реестре лицензий. Тогда можно будет проверить наличие контрагента в реестре и сделать скриншот или запросить у контрагента выписку из реестра на бумажном носителе, но за нее будут взимать плату.
ИФНС охотно придирается к формулировкам, поскольку услуга чаще всего не имеет выраженного материального результата и ее реальность трудно доказать.
Пропишите в договоре, в чем конкретно заключается оказание услуги. Недостаточно просто указать вид услуг: правовые, консультационные. Если конкретный перечень услуг определяете в заявках, спецификациях, напишите об этом в договоре. Также не забудьте составить такие документы, чтобы доказать реальность оказания услуг.
Включите в договор пункт, который разъясняет экономическую логику приобретения услуг компанией. Укажите место оказания услуг. Если услуги оказывают по местонахождению исполнителя, убедитесь, что он обладает соответствующим помещением, зданием, участком на праве собственности или аренды. К договору советуем приложить форму акта сдачи-приемки услуг, в котором предусмотреть подробный перечень действий контрагента.
Если для оказания услуг необходимо наличие разрешительных документов, запросите заверенные копии у контрагента. Это могут быть копии лицензии, аттестата аккредитации, подтверждение членства в СРО.
Чтобы снизить риск претензий со стороны налоговиков, оформляйте акт сдачи-приемки, в котором детализируйте все услуги. К договору приложите программы обучения, семинаров, курсов, отчеты исполнителей, расчеты, проекты.
Пример: компания заключила договоры на оказание услуг по сопровождению отгрузки приобретенного товара. Стоимость услуг — 3 и 4,5 процента от стоимости товара.
Доверенности контрагентам не выдавали, ответственность за приемку несли водители-экспедиторы. Ответственность контрагентов — только 5 процентов от стоимости товара, хотя расходов у них почти не было.
Налоговая усомнилась в реальности сделки. Привлекла компанию к ответственности в виде штрафа в общем размере 1,7 млн руб., а также потребовала уплатить недоимку в размере 45 млн руб., пени 14 млн руб. Три инстанции поддержали налоговиков.
Статья подготовлена с использованием материалов журнала "Корпоративный юрист"
директор ЮБ "Аргументъ"
член Общественной палаты МО "Город Саратов"
председатель Бюро по защите прав предпринимателей
Саратовского регионального отделения ОПОРА РОССИИ
Андрей Ларин