На предприятии, где привыкли планировать всё до последнего выращенного зёрнышка, сегодня надеются на удачу
Оговоримся сразу: из заголовка статьи не стоит делать выводы, что в хозяйстве Петра Пампухи всё пущено на самотёк, что называется, «на авось». Так здесь никогда не работали и работать не будут. Просто планировать работу на несколько шагов вперёд, как в недавние, относительно, благополучные времена, сегодня стало весьма затруднительно.
О том, какие неприятные коррективы внесла общая остановка в работу предприятия, мы попросили рассказать генерального директора ООО «Степное» Петра ПАМПУХУ.
— Пётр Александрович, так на что, в первую очередь, повлияла изоляция всех и вся?
— Конечно, на поставку техники, запчастей. Вот, к примеру, полтора месяца назад оплатил запчасти к КамАЗу и всё никак не получу. В сервисном центре сказали: нет пока запчастей.
А потом не будем забывать о резком скачке доллара и евро. И курс, к слову, продолжает расти. А кукурузу и подсолнечник мы сеем практически только импортными семенами, французскими и американскими. Порядка 7-8 гибридов кукурузы и 12 гибридов подсолнечника. Да, пока мы не готовы отказаться от импорта, поскольку эти семена позволяют получить качественный урожай, устойчивы к различным болезням, поступают уже обработанные инсектицидами и имеют ряд других преимуществ.
К слову, в продолжение темы могу сказать, что в этом году мы впервые приобрели инкрустированные семена подсолнечника. Напомню, что эти семена покрыты специальной оболочкой, которая состоит из смеси компонентов для истребления и защиты от возбудителей заболеваний бактериального, грибкового и вирусного происхождений, обитающих как на самих семенах, так и внутри них.
А входящие в состав этого комплекса средств активные компоненты делают молодые растения более устойчивыми в отношении воздействия болезнетворных микроорганизмов, находящихся в окружающей их почве.
Кроме того, входящие в состав оболочки инсектицидные протравители универсального типа позволяют минимизировать ущерб от разнообразных вредителей в ранний период развития растений. Иммуномодуляторы и стимуляторы роста эффективно пробуждают ростовые силы семян, обеспечивая при этом дружное появление всходов при одновременном увеличении количества жизнеспособных семян. А микро- и макроэлементы при этом создают вокруг семян благодатную питательную среду.
Фактически используются даже малейшие изъяны семян, поскольку вещества оболочки проникают внутрь микротравм и трещинок, а также в место прикрепления зародыша, что способствует формированию благоприятных условий первых этапов жизни растения.
Как итог всего этого — повышенная жизнестойкость и превосходный иммунитет растений, выращенных из инкрустированных семян. А в конечном результате — неизменно высокая урожайность.
— Раз уж мы заговорили о том, что посеяно в этом году, есть ли какие-то новшества по структуре посевов?
— Принципиальных новшеств нет, в нынешнем году мы засеяли традиционный для нашего хозяйства набор культур. Единственное — из года в год мы постепенно меняем соотношение твёрдой и мягкой пшеницы. Естественно, в сторону увеличения площадей под посевами твёрдых сортов. Выращивание их, несомненно, требует бóльших затрат, но, в конечном счёте, окупается сторицей.
Хотели ещё понемногу сокращать посевы подсолнечника, но цены на зерновом рынке на эту культуру в текущем году беспрецедентные. Так что пока не решились. Ну, судите сами: на сегодня подсолнечник стоит порядка 25 тысяч рублей, а по осени цены на него упали на нет, многим пришлось сдавать по 15-20 тысяч.
Нас, безусловно, спасло то, что не было необходимости немедленной реализации урожая. Собственные складские помещения, площадь которых в прошлом году была значительно увеличена, позволяют нам спокойно дожидаться хорошей цены. И это в мае! Обычно в это время, наоборот, все цены падали.
— Учитывая то, какой проблемной, практически бесснежной была прошедшая зима, неизбежен вопрос: как перезимовали озимые?
— Пока не могу ничего сказать. На первый взгляд, перезимовали посевы неплохо. Но тут у нас без малого две недели дули такие ветра, что в полях техники не видно было. Перемёты через дороги были не хуже, чем зимой. И озимые местами раскидало метров на десять-пятнадцать по дорогам.
Да и несколько периодов сильных морозов без снега им пришлось пережить. Так что пока загадывать рано. Нет у нас таких специалистов, которые могли бы спрогнозировать формирование колоса. Был у нас один год, когда уже сформировался колос, прошло цветение, а начали убирать — зерна в колосе нет. Растения стеной стоят, один к одному — а всё пустоколосица.
Мы о них, конечно, позаботились, уже подкормили, четыре вагона удобрений внесли. Обработали гербицидами, фунгицидами. Но станет понятно, в каком состоянии посевы, не раньше через месяц, когда растение пойдёт в трубку.
— А конкретно угроза CОVID-19 как-то повлияла на работу внутри хозяйства?
— Безусловно. Во-первых, мы не можем не думать о безопасности людей, так что ежедневно принимаются все необходимые меры защиты от вируса. А кроме того, это в офисе можно перевести людей «на удалёнку», полевые работы такого формата, как вы догадываетесь, не предусматривают. И в разгар весенней посевной, когда каждый человек на счету, опасность вспышки вируса — это и упущенные сроки, и, в конечном счёте, потерянный урожай.
Если же говорить об обстановке в целом, не стоит забывать о том, с чего мы начали наш разговор: многие планы пришлось скорректировать. Так, к примеру, трактор, который два года назад стоил 17 миллионов, сегодня уже стоит на 5 миллионов больше. Вот и радуйся большой цене на зерно!
Это, конечно, не означает, что мы не будем приобретать технику, просто запросы придётся немного умерить.
Вообще мы сегодня работаем наудачу. Не на перспективы, без какого-то ни было глобального планирования. Повезло — и хорошо! Мы ничего не знаем заранее.
— К сожалению, погода сегодня не дала технике выйти в поле. А что уже сделано в хозяйстве?
— Фактически все весенние посевные работы мы уже завершили, осталось досеять лишь тысячу гектаров подсолнечника. Так что в намеченные сроки посевной мы укладываемся.
А дождь — это хорошо. Влаги в земле очень не хватает.
— Дойное стадо, от содержания которого не отказываются даже в самые тяжёлые времена, стало уже визитной карточкой хозяйства. Как сегодня обстоят дела в животноводческой отрасли «Степного»?
— Я сказал бы, весьма неплохо. Мы уже выгнали наших питомиц на пастбища.
В этом году дойное стадо хозяйства увеличилось до 265 голов. Как вы знаете, отличительной особенностью животноводства «Степного» в последние годы является стопроцентный переход на искусственное осеменение. Для высокопродуктивной части стада приобретается элитный материал из Германии, для всех остальных — попроще, отечественного производства.
Применять искусственное осеменение начали два года назад, с приходом в хозяйство нового зоотехника Александра ШЕФАТОВА и молодого специалиста Юлии МАЛЫШЕВОЙ. Основных веских аргументов в пользу данного метода было два. Во-первых, прибавка от каждой тёлочки составляет порядка 500 литров молока. А кроме того, телята у коров-«полукровок» рождаются гораздо более крепкими, лучше растут, быстрее прибавляют в весе.
В том, что выбор был правильным, все смогли убедиться уже в прошлом году: от 400 коров мы получили 2200 тонн молока, в целом надои увеличились на 300 тонн.
В общем, и здесь стараемся не стоять на месте. На этот год, кстати, запланировали строительство помещения для содержания телят на 350 голов. Опять же вирус внёс свои коррективы: строительная бригада, с которой мы сотрудничаем уже не один десяток лет, не может выехать к нам. Так что пока занимаемся подготовкой материалов.
Конечно, что можем, делаем самостоятельно. В нынешнем году на одной из ферм установили молокопровод со счётчиком молока. Преимущества этого новшества, думаю, объяснять не надо. Но кроме всего прочего, нам удалось значительно облегчить труд наших доярок, которым до этого приходилось вручную переносить по 500-700 литров молока утром и вечером.
— Пётр Александрович, вы всегда с гордостью говорите о людях, работающих в хозяйстве. Наверное, сегодня уже можно назвать тех, кто отличился во время посевной?
— Я всегда буду утверждать, что главный потенциал, главное богатство предприятия — это наши работники. В сельском хозяйстве, при работе на земле никакой, даже самый хороший руководитель не сможет вырастить урожай в одиночку. Здесь абсолютно срабатывает известная поговорка «Один в поле не воин».
А на посевной действительно уже есть свои передовики. На бороновании зяби отличились Николая ЯКШЕВ, Георгий СТЕЛЯ, Владимир РОГОВ, Андрей ВАЛИТОВ и Евгений ПАМПУХА. Лучшие показатели по внесению удобрений — у Владимира ГЛАДКОВА, на культивации зяби — у Ивана АНДРЮЩАКА, Юрия ВАРШАВСКОГО и Николая ПАВЛИЧЕНКО.
Такое отношение к труду, ответственность каждого за порученное дело помогают пережить трудные времена, внушают оптимизм, веру в то, что, в конечном счёте, всё будет хорошо.
Мы будем работать, как работали все эти годы. Будем выращивать хлеб, заниматься животноводством. Помогать селу, садику, школе. Ремонтировать и строить дороги. Строить новые планы и стремиться к их выполнению. Иначе на земле жить нельзя.
Автор: Вера Шарабандова