Саратовские эксперты: стресс от самоизоляции толкает людей к алкоголю и криминалу
Ограничительные меры привели к увеличению числа преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии. Такой неутешительный вывод сделали аналитики, рассмотрев криминальную ситуацию в стране. Саратовская область не стала исключением, об этом ещё по итогам первого квартала сообщала региональная прокуратура. Корреспондент «МК в Саратове» пытался разобраться в подоплёке такой ситуации.
Коронавирус — алкоголь — криминал. Порочный круг или цепь, как больше нравится, приводит к преступлениям, в основном бытовым: дракам с увечьями, грабежам, разбоям. Многие саратовцы, с кем мне пришлось пообщаться, заметили, что исчезнувшие было с улиц нашего города фигуры нетрезвых граждан вновь стали встречаться, особенно на окраинах, и ничего хорошего такие встречи прохожим не сулят.
Лидерами по росту пьяной преступности в России называют Питер — там алкокриминал подскочил до 26% по сравнению с прошлым годом, Москву, Челябинск. Саратов не на первых позициях в этом печальном рейтинге, но и не в хвосте.
Как связаны пандемия и преступления в нетрезвом состоянии, мне довелось услышать несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Самый известный в нашем регионе борец с «зелёным змием» Наталья Королькова считает, что виной здесь запрограммированность людей на решение любых проблем с помощью алкоголя:
— Число неприятностей и стрессов при пандемии увеличилось в разы: потеря работы, падения доходов, заболевания близких, отсутствие общения и т. д. Зависимые люди не решают свои проблемы, а прячутся от них в бутылку. В прошлом году отмечали
рост детской и подростковой преступности — следствие того, что дети перестали ходить в школу, оказались предоставленными сами себе.
Отсутствие стрессоустойчивости — тревожная черта современного человека. Люди всё больше ощущают себя зависимыми — необязательно от алкоголя, от многих факторов, и ковид эту зависимость подчеркнул. Всё больше тех, кто не может или не хочет «держать удар» от жизни, находит тысячу причин для того, чтобы ощущать себя жертвой. Неслучайно психологи говорят о виктимальном мироощущении наших современников. Я часто слышу, как люди в расцвете сил и возможностей заявляют: «Ну как тут не пить, если… — и следует длинный перечень непреодолимых обстоятельств. Они не понимают, что позорят себя такими заявлениями.
Общая обстановка в стране, когда многие реально перестали видеть жизненные перспективы, приводит к утрате ответственности за свою жизнь, отсюда и поиск забвения в дурмане.
Другие мои собеседники указали на экономический фактор: стоимость алкоголя сегодня такова, что он гораздо доступнее для человека со средними доходами, чем несколько десятков лет назад, в советское время. Даже в магазинах предлагают водку по цене меньше 250 руб. за пол-литра, что уж говорить о всевозможных распивочных.
Сотрудники силовых структур отмечают, что на улицах стало значительно меньше полицейских патрулей — их заменили камерами видеонаблюдения. Но камерам трудно пресекать правонарушения, они их только фиксируют. Поэтому пьяные чувствуют себя вольготнее.
Возможно, некоторая часть населения страны и региона видит в алкоголе возврат к традиционным ценностям — «веселие Руси есть питие…».
Автор: Станислав Орленко