Саратовским коллекторам грозит до 10 лет колонии
Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьёй, предусматривающей ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. Сроки, которые грозят коллекторам за угрозы насилия или его применение, составляют до 10 лет. Несколько лет назад в Саратовской области коллекторы похищали должников, грозили убийством членам их семей, а одной должнице пообещали вырезать почку, если не отдаст деньги.
Законопроект об ужесточении уголовной ответственности для коллекторов был внесён в Госдуму РФ в июне 2022 года, но принят в третьем чтении в конце июня этого года. Документ устанавливает санкции в отдельной статье Уголовного кодекса. Если работник банка, микрофинансовой организации (МФО) или нанятые ими коллекторы применили насилие или угрожали должнику, штраф составит 300-500 тыс. руб. Преступника могут отправить на принудительные работы или лишить свободы на срок до пяти лет. Если же преступление организовано группой лиц с применением насилия и привело к уничтожению или повреждению имущества в крупном размере, то оно будет караться лишением свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом до 5 млн руб.
Но общественники указывают, что для коллекторов, преступивших закон, и сегодня есть статьи в Уголовном кодексе РФ.
— На мой взгляд, депутаты в отношении меры наказания погорячились, — говорит Наталья Караман, член Общественной палаты Саратовской области, председатель правозащитной региональной общественной организации «Защита». — Срок до 10 лет за применение насилия или угрозы его применения очень велик. Получается, если коллектор угрожает должнику, чуть ли не хищение имущества производит, это можно сопоставить со статьёй грабежа. Но за грабёж дают от 2 до 4 лет, а организованный группой лиц, в особо крупном размере — от 6 до 12 лет. Здесь получается совсем другая ситуация: коллектор пришёл в квартиру должника, пытается взыскать задолженность, может, не совсем корректно, со словесными угрозами, и за это получает 10 лет. Даже если коллектор применил физическое насилие, скажем, ударил должника, в этом случае есть другие статьи Уголовного кодекса — например, побои. К чему ещё одна да ещё с таким строгим наказанием? Опять же возникает вопрос её правоприменения. Как правоохранители будут квалифицировать деяния? Если насилие, то в чём оно выражается? Скажем, коллектор не выпускает должника из квартиры, говорит: пока не отдашь задолженность — не выпущу. Будет ли это являться насилием? И как трактовать это деяние, если уже существуют другие нормы права? Пока вопросов больше, чем ответов.
Как считает юрист, время буйных коллекторов, которые действительно угрожали жизни и здоровью должника, его родственников, могли испортить имущество: исписать дверь квартиры или авто, уже прошли.
— Такие взыскатели остались в прошлом, — отмечает Наталья Леонидовна. — Поэтому депутаты с ужесточающей статьёй затянули, лет десять назад её можно было бы рассматривать. Опять же новый закон о тюремном сроке для коллекторов никак не облегчит права должников, как мне кажется. Долги растут, потому что у граждан нет денег их отдавать. И это главная проблема на сегодняшний день.
Действительно, самые громкие случаи коллекторского беспредела были в Саратовской области в 2015-2017 годах. В 2016-м коллекторы, угрожая пистолетом, похитили должника и более суток держали его в квартире. Преступников осудили за вымогательство. В 2017-м из-за долга по микрокредиту коллекторы разбили стёкла в квартире должницы, угрожали убийством её дочери. Правоохранители возбудили уголовные дела по фактам вымогательства и угрозы убийством. В 2018-м взыскатели из Вольска грозили девушке изнасилованием. В 2017 году двое братьев-коллекторов из Энгельса, избивавших должников и портящих их имущество надписями нецензурного содержания, отправились в колонию на 4 года.
Автор: Ирина Лихоман