Завод «ГЭКСАР» внедряет современные технологии и открывает новые горизонты
В ноябре прошлого года на электротехническом заводе «ГЭКСАР» с рабочим визитом побывал губернатор Саратовской области Роман Бусаргин. Глава региона высоко оценил потенциал предприятия, отметив особый подход к решению сложных задач.
— Руководство компании активно ищет новые кадры и взаимодействует с нашими колледжами и техникумами. Приходя сюда на практику, студенты получают не только необходимый опыт, но и зарплату. При этом работа совмещается с учёбой. Очень правильный подход, который нужно внедрять и на других предприятиях, — сказал Роман Бусаргин.
Чем же сегодня живёт завод, в портфеле заказов которого более 400 видов выпускаемой продукции? Завод, который является одним из старейших предприятий нашей области и в то же время одним из самых современных предприятий в стране. С этим вопросом накануне профессионального праздника железнодорожников мы обратились к главному инженеру ООО ЭТЗ «ГЭКСАР» Дмитрию Хорошавину.
— На самом деле на предприятии постоянно реализуется по нескольку крупных проектов, призванных превратить производство действительно в самое современное и высокотехнологичное. Об одном из таких проектов — «Бережливое производство» — мы не так давно рассказывали. Но это только малая часть планомерного поступательного процесса.
В последние годы завод постоянно развивается, мы вкладываем серьёзные средства в развитие станочного парка, в превращение производственных площадей в современный промышленный кластер, в усовершенствование и улучшение условий труда наших сотрудников. При этом, если говорить о развитии станочного парка, хочется отметить одну особенность. Мы заменяем станки не просто на аналогичные новые, но на самые современные, с программным управлением, чаще с различными роботизированными системами.
Если помните, в прошлом году мы полностью обновили литейный производственный участок и, помимо реконструкции цехов, установили новые высокопроизводительные литейные машины, управляемые роботом.
— За счёт чего увеличиваются объёмы производства?
— Прежде всего за счёт того, что наше предприятие принимает активное участие в реализации проекта по развитию Восточного полигона. Как известно, с 2013 года компания «Российские железные дороги» реализует комплекс первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, целью которого является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока. Проект призван обеспечить дополнительные объёмы перевозок грузов российских компаний на данных направлениях: Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях.
Все мы знаем, что в настоящий момент грузоперевозки в России в связи с известными событиями повернулись с Запада на Восток, и сегодня государство и РЖД вкладывают серьёзные средства в развитие инфраструктуры. С гордостью могу сказать, что наше предприятие принимает во всём этом процессе самое активное участие. Это стало возможным, поскольку оборудование, которое мы выпускаем, уже отлично себя зарекомендовало, и на все стрелки устанавливаются только саратовские электродвигатели.
— Насколько я понимаю, предприятие на сегодняшний день является одним из лидеров по производству этой продукции?
— Это так. Наше качество и наши гарантийные обязательства многократно превышают потенциальных конкурентов, мы являемся бесспорными лидерами на рынке данной продукции.
Да, конкуренты есть всегда, вопрос заключается в умении эффективно взаимодействовать со всеми задействованными в процессе структурами. «ГЭКСАР» сегодня активно сотрудничает с теми организациями, которые эти изделия эксплуатируют. И если возникают какие-либо вопросы или требуется помощь, мы всегда готовы оказать поддержку и даже организуем выезды на Восточный полигон, чтобы разрешить все затруднения.
А на сегодня эксплуатирующими организациями, напомню, являются все 16 железных дорог, входящих в состав ОАО «РЖД». Все они, от Калининградской до Дальневосточной железной дороги, используют в работе наше оборудование. И отзывы, поверьте, только самые положительные. Да, при работе высокотехнологичного оборудования не может не возникать каких-то вопросов, но все они решаются оперативно, в рабочем порядке.
— Недавнее участие предприятия в крупнейшей выставке тоже связано с многолетними партнёрскими отношениями с железными дорогами?
— Безусловно. Как одного из основных поставщиков аппаратуры, автоматики и телемеханики нас на постоянной основе приглашают принять участие в различных научно-технических советах железной дороги, в работе школ передового опыта и выставок. Вот, в частности, две недели назад мы как раз были участниками Школы передового опыта всей структуры автоматики и телемеханики Российских железных дорог.
Мероприятие проходило на базе Южно-Уральской железной дороги, в Челябинске, о масштабе его говорит тот факт, что в работе школы принимали участие заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Шевцов и начальник Управления автоматики и телемеханики «РЖД» Эдуард Орехов, который дал высокую оценку нашей продукции.
— Что включала в себя экспозиция «ГЭКСАР» на этой выставке?
— Мы привезли все наши последние разработки, в частности, измерительную установку для проверки характеристик стрелочных электродвигателей. Уникальность данной установки заключается в том, что её использование освобождает от необходимости работать с несколькими большими стендами. Теперь для проверки любого типа электродвигателя достаточно нашей разработки, в работе которой применяются самые передовые технологии по измерению динамики. Раньше такого не было в принципе. Теперь персональный компьютер хранит все данные, и специалисты-эксплуатационники могут отслеживать динамику работы агрегата. Даже через несколько лет можно посмотреть, какие характеристики улучшились, а какие — наоборот, и, соответственно, сделать прогноз по его дальнейшему «поведению».
В связи с тем, что сегодня на территории Российской Федерации наше предприятие является самым крупным поставщиком электродвигателей для нужд железных дорог, лучше нас работу этих двигателей, пожалуй, никто не знает. Поэтому мы в своё время и решили создать эту измерительную установку, чтобы эксплуатирующим организациям просто было удобнее.
— Насколько вообще налажена обратная связь с эксплуатирующими организациями?
— Мы не уходим только в производство, мы взаимодействуем с людьми напрямую, у нас с ними постоянный живой контакт, мы абсолютно открыты для общения и всегда рады выслушать любые вопросы и предложения. Обратная связь бесценна, поскольку приводит к дальнейшему развитию. Так что подобную информацию мы очень ценим.
— Если вернуться к выставке, какая ещё продукция была представлена заводом?
— Был также представлен трансформатор ПТРЦ-38, предназначенный для работы в тональных рельсовых цепях, которые сейчас применяются именно на Восточном полигоне. Аналогов данному трансформатору, работающему на высоких частотах, пока нет. Мы поставляем этот продукт на железные дороги на протяжении двух лет. Наши трансформаторы были направлены на Дальневосточную, Восточно-Сибирскую, Московскую, Северо-Кавказскую железные дороги. Как видите, охват довольно большой.
И здесь необходимо отметить ещё один нюанс: наше оборудование выпускается под маркой «необслуживаемое». Оно устанавливается и служит весь срок эксплуатации, не требуя постоянных проверок. В масштабах железной дороги в итоге получается серьёзная экономия средств, которые тратились даже просто на транспортировку оборудования к месту проверки.
Наше оборудование осматривается визуально при плановых проверках путевых ящиков или сигнальных установок. Срок эксплуатации его при этом составляет в среднем 25 лет, гарантийные обязательства варьируются от 5 до 7 лет, в зависимости от изделия. Мы уверены в качестве нашей продукции, и на самом деле 7 лет гарантии для оборудования, которое эксплуатируется в жёстких климатических условиях, на сегодняшний день никто из производителей не предоставляет. Диапазон температур для большинства нашего оборудования — от минус 60 до плюс 85 градусов. И это реальный температурный режим, который наблюдается в местах его эксплуатации.
На выставке также был представлен целый ряд наших электронных трансмиттеров, предназначенных для формирования сигналов светофора. Сигнал при этом передаётся непосредственно на мачту светофора и по рельсам через приёмные катушки, которые, кстати, тоже производятся на нашем заводе, поступает в кабину машиниста. Фактически трансмиттер можно назвать сердцем генерации кодов. Таким образом, как видите, наша продукция присутствует на всех ключевых этапах работы железных дорог.
Вместе с нашими новыми разработками в рамках работы Школы передового опыта была представлена и та продукция завода, которая сегодня находится на стадии НИОКР. В частности, сотрудники нашего конструкторского бюро заканчивают разработку трансмиттерного штепсельного коммутатора ТШ-65ЭС. Основным отличием его от существующего аналога является наличие электронного реле.
— То есть участие человека в обслуживании постепенно сходит на нет?
— Несомненно. И это вполне объяснимо. Ведь когда речь идёт об эксплуатации серьёзного оборудования, непосредственно отвечающего за безопасность перевозок грузов и, главное, пассажиров, возможность ошибки должна быть исключена или, во всяком случае, минимизирована. Поэтому прежде чем поставить первые прототипы того или иного оборудования на железную дорогу, мы проходим различные этапы согласования со всеми ведущими институтами страны, которые занимаются этими направлениями. В обязательном порядке получаем доказательство безопасности эксплуатации. И уже на этапе разработки полностью исключаем все моменты, которые могут привести к возникновению опасного отказа оборудования. Все действия дублируются, и, если какой-то прибор не работает, поезда просто останавливаются.
— Какие вопросы обсуждались в рамках работы Школы передового опыта?
— В основном обсуждались векторы развития, а также результаты, которые от нас как от производителей ждёт железная дорога.
В настоящий момент существует тенденция обслуживания оборудования по состоянию, чтобы не допустить каких-то сбоев. А между тем уже сегодня существуют системы диагностики, которые заложены непосредственно в оборудование, которые передают сигналы о предотказном состоянии. Как раз в этом направлении — разработке и производстве такого оборудования, предприятие намерено развиваться в ближайшее время. В принципе нельзя сказать, что этот вектор абсолютно новый для нашего завода, однако его развитие требует внедрения некоторых дополнительных решений и тесной взаимосвязи с системами по обработке информации, которые сегодня применяются на железной дороге.
— Вы уже упомянули конструкторское бюро, что оно сегодня представляет собой?
— На самом деле на нашем предприятии работает конструкторский отдел, и все наши разработки мы прорабатываем совместно с ведущими железнодорожными институтами страны, поскольку необходимое количество узких специалистов в одном коллективе собрать довольно сложно. А используя какие-то начальные наработки наших партнёров, мы уже адаптируем их непосредственно под наше производство.
Современное оборудование, реконструированные производственные площади, планомерное расширение линейки продукции — несомненно, всё это признаки стабильно развивающегося предприятия. Но согласитесь, всё это было бы просто невозможным без профессионального коллектива. О том, как подбираются специалисты и что в целом включает в себя кадровая политика завода «ГЭКСАР», мы попросили рассказать генерального директора предприятия Рашида Бикташева:
— Дефицит кадров, особенно рабочих специальностей, подвёл нас к необходимости пересмотреть традиционную кадровую политику любого крупного предприятия. И теперь наряду с профориентационной работой со студентами и школьниками завод активно использует такие методы восполнения нехватки кадров, как повышение квалификации собственных работников. Сегодня любой из них может без отрыва от производства получить высшее образование и продолжить работу уже совершенно на ином уровне.
Производство растёт и развивается, и рабочих рук по-прежнему не хватает. Сегодня завод «ГЭКСАР» нуждается в сотрудниках рабочих и инженерных специальностей. Со своей стороны мы готовы предложить каждому нашему сотруднику достойную заработную плату, комфортные и безопасные условия труда и полный пакет социальных гарантий. Мы ждём кадры!
— Каким вы видите день завтрашний завода «ГЭКСАР»?
— Если говорить о станочном парке, планомерное обновление оборудования, которое продолжается уже не один год, несомненно, продолжится. Основной акцент при этом будет сделан на полной автоматизации. Буквально неделю назад на предприятие был доставлен именно такой, полностью автоматизированный станок, который призван усилить токарную группу. Подобное приобретение увеличит производительность предприятия в разы, а кроме того, позволит оператору взять на себя какие-либо дополнительные обязанности, что, в свою очередь, влечёт за собой повышение оплаты труда.
В целом в завтрашний день мы смотрим уверенно: железные дороги были, есть и будут. Они по-прежнему остаются самым доступным, демократичным и привычным видом транспорта и грузоперевозок. Мы со своей стороны готовы решать задачи любой сложности.
Автор: Вера Шарабандова