Маркировка БАДов должна избавить саратовцев от фальсификата
С 1 сентября 2023 года стартовала обязательная маркировка биологически активных добавок. Теперь на каждую упаковку БАДов производитель нанесёт специальный знак, который позволит отследить путь товара от производителя до покупателя. По замыслу властей, эта мера должна защитить покупателей от подделок.
Спустя неделю после введения маркировки выяснилось, что число легальных импортёров выросло в три раза. По информации Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), рынок БАДов в России оказался недооценён, его реальные объёмы были неизвестны. После новой обязанности маркировать добавки число импортёров БАДов, которые поспешили зарегистрироваться в системе, сильно отличается от данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации. Эксперты высказывают предположения: часть БАДов шла через параллельный импорт.
Тем временем россияне стали активнее покупать добавки. По данным аналитической компании AlphaRM, традиционная реализация БАДов на розничном аптечном рынке за семь месяцев 2023 года составила 64,9 млрд руб. (+14% к аналогичному периоду 2022 года), а объём аптечных online-продаж — 8,68 млрд руб., увеличившись на 32%. Весной аналитики DSM Group сообщили, что продажи лекарственных препаратов в денежном выражении рухнули в первые месяцы 2023 года, а рынок БАДов, наоборот, вырос.
Однако врачи настороженно относятся к пищевым добавкам и не рекомендуют заниматься самолечением БАДами.
— Фундаментальная медицина не одобряет БАДы, поскольку лечение человека осуществляется лекарственными препаратами, а не добавкой к пище, — говорит Евгения Верижникова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармации и фармакологии Саратовского филиала Самарского медицинского университета. — Но есть исключения из правил. В клинические рекомендации по ведению беременности включены витамины, которые выписывают будущим мамам врачи в женской консультации. То же самое касается эубиотиков, их назначает гастроэнтеролог. Есть БАДы, содержащие кальций, и врачи рекомендуют пропивать их для профилактики остеопороза. Все остальные добавки пациенты зачастую назначают себе сами, увидев рекламу по ТВ или получив рекламную листовку по почте. Когда БАДы только появились на нашем рынке, в инструкции к ним доза вообще не была указана, поэтому традиционная медицина была крайне негативно настроена к такому «лечению». Но самое главное, любой лекарственный препарат, прежде чем выйти на рынок, проходит клинические исследования. Сначала его тестируют на животных, выясняют токсичность, максимально переносимую дозу и проч. Затем идёт клинический этап, лекарство тестируется на людях-добровольцах. И только после этого выносится вердикт: эффективно оно или нет. Для производства БАДов не требуются клинические исследования. А как в противном случае доказать их эффективность? Меня всегда настораживает, если в составе добавки имеются экстракты растений, не произрастающих в средней полосе России, поскольку аллергические реакции будут на порядок выше, если овощ, фрукт или травка у нас не растут — это негласный закон аллерголога. Аллергия — это дефект иммунитета, и практически любое чужеродное вещество является так называемым «антигеном», то есть способно вызывать иммунный ответ организма. Что касается маркировки, то я не слышала о подделке БАДов. Подделка лекарственных препаратов — это анализ фармрынка, выясняется востребованность, объём продаж и проч. Кому нужно подделывать добавки? Тем не менее, могу предположить, что введение обязательной маркировки поможет лучше контролировать производителей БАДов, которые распространяются через сетевой маркетинг. И это, на мой взгляд, несомненный плюс нововведения.
Автор: Ирина Лихоман