Саратовским магазинам хотят запретить выставлять алкоголь на кассах
Депутаты Госдумы РФ разработали законопроект о запрете размещения спиртных напитков в прикассовой зоне объектов торговли. По мнению авторов документа, демонстрация «шкаликов» с водкой и коньяком на кассе подталкивает людей к спонтанным покупкам алкоголя, что приводит к росту объёмов потребления горячительного. В 2023 году в Саратовской области розничная продажа крепких алкогольных напитков выросла на 7,9%, пива — на 2,4%, такие данные приводит аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza.
Алкоголь не должен находиться у касс в открытом доступе, его нужно скрыть от глаз покупателя, уверен один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Депутат сообщил «Парламентской газете», что со спиртным нужно поступить по аналогии с табаком — после запрета пачки сигарет продавцы прячут в закрытые витрины. «Алкоголь в прикассовой зоне работает как триггер, стимулирует излишний спрос, — пояснил Нилов. — В итоге люди покупают спиртное, даже если не собирались этого делать».
Расположение товара у касс стимулирует импульсивные покупки, подтверждают эксперты Центра разработки национальной алкогольной политики. Около 60% всех продаж алкогольных фунфыриков приходится именно на прикассовую зону. Чекушки водки на кассах дают примерно 20% продаж от общего количества реализованных бутылок, подсчитали аналитики рынка.
Отметим, что похожий документ был внесён в Госдуму в 2023 году, однако не дошёл даже до первого чтения. Правительство дало отрицательный отзыв на законопроект и предложило авторам доработать его.
— Раньше бутылочки с алкоголем можно было приобрести прямо в уличных аппаратах, но в 2017 году Госдума РФ запретила продажи спиртосодержащей продукции через вендинговые аппараты, — рассказывает Евгений Малявко, член Общественной палаты Саратовской области, региональный координатор федерального проекта «Трезвая Россия». — Конечно, продажа алкоголя на кассах сетевых магазинов — чистой воды маркетинг, такого быть не должно. Поэтому запрет на продажу спиртного в прикассовой зоне, на мой взгляд, вполне вписывается в канву антиалкогольной политики. Другой вопрос, что во многих продовольственных сетях для покупки буханки хлеба или пакета молока потребителю приходится проходить через алкогольные ряды, хочет он того или нет. Мимо бутылок со спиртным ходят дети, подростки. Да и вообще алкоголь у нас реализуется на каждом шагу: в гипермаркетах, сетевых магазинах, алкомаркетах, «наливайках». Вот с этим, уверен, нужно бороться в первую очередь. В идеале горячительное должно продаваться только в крупных гипермаркетах, либо вообще магазины, торгующие спиртным, нужно выносить за пределы населённых пунктов.
В Саратовской области принимаются местные антиалкогольные меры: в конце апреля региональные власти ужесточили работу «наливаек». Продажа спиртных напитков в кафе, барах и буфетах, расположенных в жилых домах, была ограничена с 22 до 10 часов. Однако саратовский общественник указывает: законы, которые принимаются, не должны носить декларативный характер.
— Во время рейдов мы заходим в «наливайку» после 22 часов — народу столько, что к прилавку не пробиться, — говорит Евгений Анатольевич. — Настолько бойко идёт торговля. Выясняется, что некоторые учреждения торговли даже не слышали о том, что в регионе принят закон о запрете учреждениям общепита торговать после десяти вечера, хотя с начала действия закона прошло два месяца. Считаю, что мораторий на проверки алкогольного бизнеса нужно снимать, поскольку ограничением пользуются недобросовестные предприниматели.
Автор: Ирина Лихоман