Главная / Издания / Снизить дозу

Снизить дозу

Снизить дозу
02 октября 2024

Автор: Ирина Лихоман

МК в Саратове

№41 (1414) 2.10.2024

Саратовский врач поддерживает запрет рекламы лекарств на ТВ

Депутаты Госдумы РФ обеспокоились рекламой медикаментов на телевидении и радио. На парламентских слушаниях 23 сентября глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов выступил с инициативой запретить любую рекламу лекарственных препаратов за исключением специализированных СМИ. В прошлом году в Государственную думу был внесён похожий законопроект, но не прошёл дальше первого чтения.

По мнению депутата Ярослава Нилова, агрессивная реклама зарубежных лекарственных препаратов понижает спрос на отечественные, поскольку посетители аптек, насмотревшись роликов на телевидении, выбирают импортные медикаменты, хотя в аптеках имеются отечественные аналоги. В связи с этим глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает запретить рекламу всех лекарственных средств на ТВ и радио — как импортных, так и отечественных. 

Стоит отметить, что в 2022 году крупнейшим рекламодателем на ТВ в категории «фарма» стал один из российских производителей БАДов, такие данные приводит исследовательская компания Mediascope.

Дебаты о запрете рекламы лекарств длятся уже более десяти лет. За это время предложения об ограничении продвижения медикаментов посредством радио и ТВ вносили Мин­здрав России, Совет Федерации, заксобрание Ленинградской области, региональные парламенты и депутаты Госдумы. В 2023 году в Госдуму РФ дважды (после доработок) вносился законопроект о запрете теле- и радиорекламы лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта. Необходимость принять меры по ужесточению законодательства авторы инициативы объяснили серьёзно возросшими масштабами самолечения. Аналитический центр НАФИ по просьбе «Коммерсанта» выяснил, что 44% россиян в течение последних двух лет действительно покупали лекарства без консультации врача, ориентируясь только на рекламу. Но законопроект не был одобрен.

По мнению саратовского фармаколога, реклама лекарств была бы уместна для пациентов в аптеках и поликлиниках.

— Начать с того, что есть препараты рецептурного и безрецептурного отпуска, — рассказывает Евгения Верижникова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармации и фармакологии Саратовского филиала Самарского медицинского университета. — Реклама рецептурных лекарств по ТВ — это безобразие, такого быть не должно, так же как и продвижения посредством роликов по телевидению противовирусных средств, иммуномодуляторов. Безрецептурные средства: растительные сиропы от кашля, спреи от насморка, эубиотики, лёгкие спазмолитики, витамины можно рекомендовать. Но не по телевизору, а скажем, в аптеке или в поликлинике, когда пациент ждёт очереди к врачу. Можно поставить телевизор в женской консультации — реклама фитоэстрогенов, лёгких спазмоликов, нестероидных противовоспалительных средств будет очень кстати. С телевидения рекламу медикаментов нужно убирать — это моя точка зрения. Или оставить только на специализированных каналах. Ведь телевизор, в основном, смотрят люди старшего поколения. Под влиянием рекламы пенсионеры бегут в аптеку покупать «чудо-средства», занимаются самолечением. Заметьте, как преподносятся медикаменты в рекламе. В эфир выпускаются слоганы, которые обещают мгновенное избавление от недуга, ролики пестрят фразами: «препарат номер один на рынке» и т. п. Реклама очень навязчива, но в ней невозможно разъяснить специфику того или иного лекарства, а также все особенности его применения и противопоказания. А медицинские телепередачи? Там реклама ещё более агрессивная и опасная, поскольку исходит из уст врачей. Конечно, это недопустимо.

Автор: Ирина Лихоман

Оставить комментарий