Все необходимые лекарственные препараты саратовцы получают в полном объёме
В ответ на участившиеся обращения граждан по поводу перебоев с лекарственным обеспечением, поступающие со всей Саратовской области, мы отправились в самую крупную аптеку города выяснить непосредственно на месте, как обстоят дела на самом деле.
Но для начала давайте вспомним историю вопроса. Ситуация с обеспечением граждан, имеющих право на получение бесплатных лекарственных препаратов, в последнее время сильно обострилась. И так не совсем благополучное положение дел в начале года, вызванное очередным витком санкционной борьбы против нашей страны, в том числе и в сфере фармакологии, как видим, усугубилось к концу ноября.
Форумы, созданные получателями бесплатных и льготных лекарств, кипят. Паника — состояние заразное, и вот уже брошенная сгоряча реплика, что не хватило того или иного препарата, как бикфордов шнур, распаляет всех участников. А там по сарафанному радио, через всех соседок, выплёскивается на самые высокие уровни.
Итог печален: по нескольку сотен обращений в день от граждан практически из всех уголков Саратовской области отправляются в следственный комитет, генеральную прокуратуру, губернатору и даже президенту страны.
Как же обстоят дела на самом деле? Кто лучше знает ситуацию, как не сами врачи и фармацевты. И вот, как мы уже говорили, за ответами на все вопросы мы отправились в самую крупную аптеку готовых лекарственных форм (ГЛФ) — структурное подразделение ГУЗ СГМП № 1.
В этот же день, к слову, здесь побывали представители Общероссийского народного фронта. Присутствовали на приёме врачей, выписывающих льготные препараты, пообщались с пациентами, получающими лекарства, убедились, что всё проходит в штатном режиме. Количество инсулина достаточное, ассортимент полный, есть даже такие высокоактивные сахароснижающие препараты, как Джардинс.
— Всё это есть в наличии в нашей аптеке, — поясняет заместитель главного врача по медицинской части ГУЗ «Саратовская городская межрайонная поликлиника № 1» Маргарита Знаемская, — при этом запасов имеющихся препаратов хватит на всех нуждающихся в них на месяц.
Как могли убедиться представители ОНФ, пациенты медучреждения получили в необходимом количестве не только медпрепараты, но и системы измерения с полным комплектом полосок.
— Да, в области имеются определённые финансовые трудности, — комментирует ситуацию главный врач ГУЗ «Саратовская городская межрайонная поликлиника № 1»
Тимур Савинов, — но в настоящее время и министерство здравоохранения, и губернатор их решают. Так, по распоряжению Романа Бусаргина при поддержке Саратовской областной думы уже выделено три транша по 100 миллионов рублей именно на закупку сахароснижающих препаратов — инсулинов.
Как поясняет главврач, в связи с тем, что средства выделяются частями, закупки также производятся исходя из потребности на месяц. Вышеназванной суммы, к примеру, как раз хватит на месяц.
— Поэтому в настоящее время все поликлиники Саратова и районов области выдают лекарственные препараты только на 30 дней, — говорит Тимур Савинов.
Звонки в кабинете главврача при этом не прекращаются ни на минуту. Притом что нет ни одного обращения по поводу отказа, возмущённые саратовцы требуют выдать запас инсулина на несколько месяцев. Снова и снова руководитель терпеливо объясняет, что в настоящее время есть возможность передать запас инсулина лишь на месяц.
Однако в настоящее время уже проведены закупки сахароснижающих лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан в 2025 году, поставка их запланирована в конце декабря текущего года. Таким образом, уже в январе 2025 года ситуация стабилизируется и выписка сахароснижающих препаратов будет возможна на более длительный период.
— Мы не имеем права оставить человека без инсулина, — подчеркивает Тимур Хакбердиевич, — это наша зона ответственности, и мы на это никогда не пойдём. Ежедневно на склад министерства здравоохранения поставщиками отгружаются новые партии лекарств. Так что, повторю, без препаратов мы никого не оставим.
Вспомним недавнюю историю вопроса: несколько лет назад аналитики пришли к выводу, что санкционные меры больше касаются логистики и на лекарственном обеспечении жителей нашей страны напрямую не отразились. А между тем уход с российского рынка как минимум двух крупных компаний, занимающихся разработкой лекарств для лечения целого ряда заболеваний, в том числе диабета, на практике сказался более чем серьёзно.
В итоге еще осенью 2022 года Минздрав и Минпромторг РФ объявили курс на
импортозамещение, направленный, в частности, на увеличение количества отечественных лекарств в ассортименте аптечных организаций.
И действительно, когда субстанцию начали производить в России, вопрос с лекарственным обеспечением стал постепенно решаться.
В рамках рассматриваемой темы несколько дней назад премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что на реализацию мероприятий федеральной программы по борьбе с сахарным диабетом регионы получат порядка 5,5 млрд рублей.
Но вернёмся в наш город. В настоящее время сахароснижающие лекарственные препараты не выписываются более чем на 30 дней.
— Инсулин — это такой препарат, который требует контроля, — добавляет Маргарита Знаемская, — касается это и применения, и условий хранения. Мы не можем гарантировать того, что препарат будет храниться в надлежащих условиях и приниматься в правильных дозах.
А между тем, как это ни печально, в стремлении получить в домашнюю аптечку запас инсулина побольше, наши земляки идут иногда на не совсем честные меры. Заявляют, к примеру, что лекарство закончилось. В то время как все рецепты, все расписки в получении подлежат строгому учету и хранятся в единой информационной системе. Так что проверить информацию труда вовсе не составляет. В том числе и для прокуратуры.
Такая абсолютная прозрачность помогает врачам держать ситуацию под строгим контролем в буквальном смысле и днем, и ночью. И лишний раз убеждает в том, что ни один пациент с диагнозом «сахарный диабет» не останется без помощи, без столь необходимого ему инсулина.
— Я вообще не понимаю, из-за чего весь сыр-бор разгорелся, — недоумевает Наталия Александровна Бокова, давний пациент СГМП № 1, диабетик со стажем, — ладно бы не дали кому-то инсулин, это было бы понятно. Я, например, никогда не пыталась взять лекарство впрок. Наоборот, стараюсь получить в аптеке препарат посвежее. Да и со сроком годности здесь всегда всё в порядке, и храню коробочки я только в холодильнике. Но все-таки вдруг что случится? Так спокойнее.
Так складывается, что вопрос «что делать?», вынесенный нашим великим земляком в заголовок романа 161 год назад, не теряет своей актуальности во все времена. И в сегодняшней ситуации хотелось бы посоветовать всем нам: давайте прежде всего оставаться людьми. Паника и истерики еще ни один вопрос положительно не решили. Давайте не будем забывать, что рядом с нами живут тысячи наших земляков, столь же остро нуждающихся в жизненно важном препарате. У них так же при отсутствии инсулина могут наступить диабетическая кома и даже смерть. Готов ли каждый из нас взять на себя ответственность за это только лишь для того, чтобы запастись препаратом впрок?
Автор: Вера Шарабандова