Десять депутатов Саратовской городской думы не поверили в реальность планов Фонда капремонта на 2019 год
"Мои товарищи чекисты 20-х годов обвинили бы вас в грамотном саботаже. Надо ставить к стенке, - сказали бы". – Вот так эмоционально депутат от КПРФ Дмитрий Сорокин отреагировал на положение дел с капремонтом, о котором на заседании комиссии по ЖКХ докладывали замглавы города Максим Сиденко, замгендиректора фонда капремонта Наталья Плеханова и заместитель министра ЖКХ Вячеслав Рамазаев. Но остальные депутаты тоже не могли удержаться от эмоций. Всех шокировали несопоставимые цифры.
В 2018 году Фонд капремонта обещал отремонтировать в Саратове тысячу домов. А на деле отчитался о ремонте только в 61 доме.
Депутат Юрий Ерофеев напрямую спросил у представителя фонда, сколько из намеченных к ремонту 925 домов будут отремонтированы в 2019 году?
Наталья Плеханова ответила депутату: она может гарантировать только то, что в рамках 615 постановления аукционы на все дома и все работы будут проведены. Так что если подрядчики найдутся на каждый дом и на все работы, то все внесённые в план дома будут отремонтированы.
- Не надо! Давайте без если! Сколько будет домов отремонтировано? Вы с населения деньги собрали! - закричал на уклонившуюся от прямого ответа Плеханову депутат.
- В плане стоят все. - Замдиректора фонда снова вильнула.
- И все отремонтируют?
- Если на них найдутся подрядчики.
- А если не найдутся? – Это уже вмешался в непродуктивный разговор недавно избранный председателем комиссии по ЖКХ депутат Дмитрий Кудинов.
- Тогда аукционы по ним будут объявляться и дальше.
Тут всем, кто раньше не понимал, зачем в руководство фонда капремонта недавно посадили одних женщин, стоило бы попридержать своих коней, убедившись, что высланная на амбразуру дама будет до последнего стоять на своём. Но мужская часть депутатского корпуса продолжила заранее проигранную битву.
- Да избирателей это не интересует! - кричали депутаты. - Это ваша работа! Вы за это зарплату получаете из тех денег, что собираете с людей! Ваша задача - грамотно распоряжаться этими миллиардами и выполнять свои обязательства! Вы их взяли на себя!
- В настоящее время объявлены аукционы на 70 процентов домов, внесённых в план. Но договоры заключены на 10 процентов из них.
Депутаты поняли, что если в апреле такая статистика вырисовывается, то и выполнение плана будет не лучше, чем в прошлом году. Даже очень толерантному к представителям исполнительной власти Дмитрию Кудинову стало "однозначно понятно, что провалена программа".
Замминистра ЖКХ Вячеслав Рамазаев попытался утихомирить депутатские страсти. Разъяснил, что фонд обязан не только аукционы по плановым домам отыграть, но и завести туда подрядчиков. Но депутаты не поверили этой формулировке. Иначе за срыв программы прошлого года предыдущий руководитель фонда сидел бы уже в тюрьме, а не раздавал комментарии о том, что выполнить программу капремонта невозможно.
Лихорадочно придумывая, что же делать, чтобы в год в Саратове ремонтировалась тысяча домов, а не 60, депутаты метались от предложения поднять тариф на квадратный метр до идеи возврата всех собранных с собственников жилья за эти годы денег.
Наконец решили, что нужно не горячиться, а собрать рабочую группу, пригласить в нее юристов и депутатов областной думы и сформулировать внятное решение. "Может, выяснится, что чиновники не виноваты, - предположил Дмитрий Кудинов. - Может, дело вообще в третьем?"
Замминистра ЖКХ Вячеслав Рамазаев успокаивал депутатов ещё и тем, что "фонд накапливает эти деньги и никто их не сжирает". Но депутаты имеют основания сомневаться в таком безапелляционном заявлении.
Потому что, как не раз подчеркнули, зарплату-то работники фонда получают в любом случае, без ответственности за отремонтированные дома. Но есть подозрение, что и расценки на работы у фонда завышенные. Депутат Наталья Груколенко, рассказывая о замене кровель в своём округе, привела в пример дом № 12 на улице Мелиораторов. Крыша этой четырёхподъездной трехэтажки обошлась в три миллиона рублей, но с середины зимы жителей этого дома "поливает водой", потому что "по всему периметру отливы упали". При этом четыре года назад на аналогичном доме жители сами оплачивали замену крыши, которая обошлась им в 460 тысяч рублей, и она с тех пор стоит как новенькая.
Представитель фонда объяснила, что подрядчик в течение пяти лет несёт ответственность за сделанный ремонт. Но не стала вдаваться в подробности, что не так-то легко доказать вину подрядчика в этих дефектах.
По словам Груколенко, у нее в округе " в основном проблемные дома". А два – на Мелиораторов, 11 и Олимпийской, 11 – так вообще опасные. Потому что "стянуты швеллерами, практически в квартирах эти рельсы находятся". И как жителям этих домов быть, если к ним вместо ремонта стен придут менять крышу, а у них "торцевая стена в воздухе висит"?
Ответственные за капремонтные работы начали подсказывать депутату пути решения проблемы. Во-первых, жители могут признать дом аварийным и его вообще вычеркнут из планов капремонта. Во-вторых, они могут обратиться в министерство ЖКХ, чтобы поменять вид капитальных работ и вместо крыши привести в порядок стену.
Но тут уж коллеги Груколенко начали пенять чиновникам, что людям всё это надо объяснять. И делать это должны не депутаты, а исполнительная власть.
Депутаты, не доверяя анализу уполномоченных лиц, хотят сами сделать экспертизу расценок на работы. А по словам работников фонда, "большую часть подрядчиков они устраивают". И все разговоры о том, что они не менялись с 2008 года, некорректны. Последние изменения предельной стоимости работ были в январе прошлого года, и в настоящее время тоже разрабатываются изменения. Другое дело, что и фонд, и правительство ограничены в их подъёме пределами, установленными правительством РФ. Если уж и искать где слабое место, то в количестве подрядных организаций, которые отбирает для этих работ региональное министерство строительства и ЖКХ. Сейчас в нём числится около 200 организаций, а реально работают с фондом не более 60. При этом, как рассказывали недавно на депутатских слушаниях по капремонту в Саратовской областной думе, число организаций в реестре нужно поднять чуть ли не в пять раз. Зампредправительства Роман Бусаргин обещал лично вносить туда желающих чуть ли не на руках. Но обещать-то легко, а как будет в реальности – неизвестно. Откуда взяться-то такому количеству проектных и ремонтных организаций в одночасье? А без них все ремонтные планы объективно обречены на провал. Знаете, сколько крыш может отремонтировать одна бригада за сезон? Всего две.
Ещё одной причиной чудовищного недоремонта можно назвать недальновидность чиновников городской администрации. Именно они несут ответственность за список домов, запланированных к ремонту. В конце концов, работа фонда сводится к тому, чтобы собрать взносы с собственников квартир, провести аукционы и оплатить сделанные работы. А хозяин в городе - администрация, и решать, какие дома подсовывать в планы первоначального ремонта, именно ей.
Но в Саратове получилось точно по формуле незабвенного Черномырдина. Хотели, как лучше, и в планы на 2017-2018 годы поставили дома 50-60 летнего возраста, а их состояние оказалось настолько плачевным, что подрядчиков на объекты не нашлось и после 10 аукционов. Скорее всего, часть из них останется без ремонтных бригад и в этом году, и в следующем. До тех пор, пока не будет поправлено законодательство. И, если депутаты из рабочей группы Саратовской областной думы всерьез собрались искать, кто виноват, то правильнее всего говорить именно о пробелах в законодательстве. Потому что закон о капремонте был сырой и по большому счёту – бесчеловечный.
Жители Саратова очень болезненно реагируют на ошибки и оплошности в этой программе. Они ищут, куда пожаловаться, и пишут письма то президенту, то в правящую партию "Единая Россия". Но самой большой ошибкой было бы свести разговор к повышению тарифов на квадратный метр. И даже не потому что он, по сути, бессмысленный. Потому что у нас бедный регион, и даже сегодняшние взносы для людей ощутимы. Просто сначала власть должна начать исполнять свои планы и обещания и истратить на ремонт домов уже накопленные в фонде три с лишним миллиарда рублей, научившись рачительно использовать каждую копейку.
"Как же вы так наконтролировали , друзья мои, что в моем округе в пятиэтажном доме с отремонтированной крышей, рухнул пятый этаж, ?", - спросил депутат Олег Комаров представителей фонда.
Замглавы администрации Максим Сиденко защитил фонд. Сказал, что в этом доме на улице 50 лет Октября дело было не в кровле, а в том, что "кирпичная кладка просто пришла в негодность из-за многократного перемораживания". И вообще, ремонт этой крыши был оплачен по другому закону. Но перемораживание – да, возможно и на других домах, там, где крыша годами была дырявой.
Ольга Копшева