Достаточно съездить на несколько дней в Москву, чтобы понять, как нас накололи с благоустройством и «Стрелкой». Для этого не нужно выискивать муниципальные контракты на сайте госзакупок и проводить расследования, оценивая стоимость скамеек и теннисных столов, которые установили в рамках благоустройства улицы Рахова. В Москве все проще. Там очень много зелени: кустов, деревьев и цветов. И совсем нет кругов, нарисованных акрилом на асфальте (как у нас на Привокзальной). Там трудно найти в скверах шахматные и теннисные столы (как у нас на Рахова), зато очень много высаженных деревьев-крупномеров (это те, что выше 3-х метров). А если сравнить количество форумов по урбанистике с приглашением зарубежных гостей и число новых зеленых насаждений в городе, то деревья и кустарники в столице выиграют с огромным отрывом.
Да, в Москве сосредоточены миллионы налогоплательщиков, а в Саратове и одного наскрести не могут, столица несравнимо богаче, поэтому денег на озеленение там немерено. Поэтому я не буду приводить дорогие примеры, а расскажу только о тех, которые применимы и в Саратове с учетом нашей скудобюджетности.
За неделю прогулок я не увидела ни одной, ни в центре, ни на окраинах. Петунья – однолетний и с учетом этого довольно дорогой посадочный материал. Выглядит ярко, примитивно, живет один сезон, в жаре сохнет, требует много полива. Уже давно есть способы потратить деньги более красиво, высадить многолетники, проявить фантазию, сэкономить бюджет. Но у нас с фантазией туго. Ее от власти никто и не требует, ведь требовать просто некому. Фантазия и креатив нужны нам, жителям. Но все знают, что не мы выбираем власть. Ее назначают из Москвы и дают карт-бланш на прочие действия. А Москве все равно, петуньи у нас растут или маргаритки. Поэтому местная власть варится в собственном котле протухших представлений о благоустройстве и двигается по старой, заезженной схеме.
Много раз многие биологи повторяли, что побелка стволов неплодовых деревьев известью бессмысленна. Побелку применяют для защиты тонкой коры молодых деревьев от яркого весеннего солнца и ожогов. Но тогда наносить ее нужно в марте, никак не в мае. А белить толстую кору старых деревьев вообще не имеет никакого смысла. Комментарии специалистов не раз передавали широкой аудитории блогеры и журналисты, но все бес-по-лез-но. Город Саратов продолжает белить деревья, потому что это «по-весеннему чистенько». Я сделала запрос в администрацию города о том, сколько денег на это расходуется ежегодно, когда будет ответ, расскажу об этом отдельно.
А пока, если даже отбросить все – и смысл, и деньги, то остается одно очевидное – белить стволы просто некрасиво. Так делали в СССР и для кого-то беленые стволы являются воспоминанием о детстве. Но с обликом современного города это сочетается примерно как если бы гипсовые скульптуры пионеров поставили вдоль всех городских улиц.
Пишу «почти», потому что за всю столицу поручиться не могу, но за четыре дня пребывания и активного перемещения я не встретила ни одного обрубка. Даже старые деревья растут во всю ширь своей природной раскидистости. Приятно смотреть на клены и вязы в полной красоте кроны. Не рубить – ведь это бесплатно, не так ли? И доступно не только городу с огромным бюджетом, но и бедному Саратову. Надо просто больше думать и чувствовать, что такое красота и чем она отличается от уродства.
Посмотрите на фотографии и уловите этот стиль продвинутой столицы. Приоритетом в ландшафтном дизайне однозначно являются деревья и кустарники. А не скамейки, столы для шахмат и прочие конструкции. Бросается в глаза, что дерево на ровном пространстве считается достаточным украшением этого самого пространства. И это действительно смотрится, как современное направление ландшафтной архитектуры. Не представляю себе, чтобы аллеи Парка Горького порубили, чтобы сделать собачьи или велосипедные дорожки. В Парке Горького стоят дешевые теннисные столы – намного дешевле, чем те, что установили в Саратове на улице Рахова. И скамейки в Парке Горького самые обычные, старого образца. А не такие загогулины из дешевой древесины, которые установили в Саратове в рамках «приоритетного проекта». Зато в Москве сажают дорогие кусты и деревья-крупномеры – именно на это тратятся деньги.
В Москве устаешь считать – сотни цветущих кустов вдоль дорог, тысячи деревьев-крупномеров на центральных улицах. Да, Москва утопает в зелени. А весной еще в тюльпанах. Богатый город, богатое озеленение. Но густо-зеленые газоны и утопающие в зелени дворы – это то, что можно делать не за большие деньги. Например, просто сохранять и не рубить.
А теперь пройдитесь по Рахова и почувствуйте разницу. Пустая земля и торчащие из земли прутики. Обрезанные по самое горло деревья. Порадуйтесь, что у нас есть скамейки, каждая по 36 тысяч рублей. И еще мусорные контейнеры около этих скамеек – каждый по 12 тысяч рублей. За 12 тысяч можно купить десять красивых цветущих кустов. Смотрите на эти урны и думайте о том, что вместо них у нас мог бы быть сквер, утопающий в белых цветах спиреи и красных листьях пузыреплодника. А за 36 тысяч можно купить красивый клен или большую пушистую елку. А сколько больших деревьев можно было бы посадить, если бы один железный забор вдоль Рахова не меняли на другой такой же железный забор? Десятки!!
Еще больше зелени у нас могло бы появиться, если бы в Саратове не проводили помпезный форум урбанистики с приглашением сотен гостей и размещением их в гостиницах. За эти миллионы можно было бы не только бульвар на Рахова и Привокзальную площадь превратить в сказку, хватило бы и на другие улицы.
Вместо этого нас в очередной раз сделали статистами в процессе перекачивания денег из одного кармана в другой. А по пути еще и изуродовали наш сквер. Рахова – это не благоустройство. То, во что превратился бульвар – это издержка обналички денег.