Заканчивается 2011 год. Сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас Бибарсов прокомментировал наиболее важные события года в жизни российских мусульман, а также политические процессы в нашей стране и мусульманском мире.
Мукаддас-хазрат, давайте, прежде всего, затронем позитивные процессы в жизни мусульман России. Были они в 2011 году?
Конечно. Я бы даже сказал, что позитивных моментов в жизни мусульман России было больше, чем негативных. Из года в год во всех российских мусульманских общинах становится больше верующих, увеличивается число прихожан, учащихся исламских учебных заведений. Это большой позитив.
Например, Исламский комплекс в Саратове, площадь которого составляет 2 тысячи кв.м, уже не вмещает всех прихожан и учащихся медресе. Нужно приобретать новое помещение. Это очень важно. Потому что те люди, которые приходят на обучение в мечети, в своем большинстве не будут участвовать в каких-то конфликтах, создавать проблемы. Наоборот, они настроены быть полезными обществу, заниматься созидательным трудом.
Еще одно важное событие года – это решение Совета муфтиев России организовать всероссийский мусульманский детский лагерь. Такой проект реализуется впервые в нашей стране.
Безусловно, во всех регионах происходит много положительных процессов в жизни мусульман – увеличивается число мечетей, открываются медресе, создаются мусульманские организации, СМИ, проводятся полезные просветительские мероприятия и так далее. Процесс развития Ислама в России не останавливается.
О новых противоречиях между централизованными мусульманскими организациями
В этом году очень много было слышно о конфликтных ситуациях между централизованными мусульманскими организациями, предъявлений друг другу обвинений по разным поводам. Когда это прекратится, и как теперь мусульманам относиться к ранее заявленным религиозными лидерами планам по объединению мусульманских организаций России?
Я считаю, что многие конфликты создаются искусственно, потому что серьезных новых идей не выдвигается. Да и люди, которые участвуют в этих противоречивых процессах, не новые. Они занимали определенное место в российской мусульманской общине и пять, и десять лет назад. Я надеюсь, что их позиция будет пересмотрена в интересах общества, государства, самих мусульман.
Кроме этого такие действия дают почву для нечистоплотных людей реализовывать свои цели, а для несознательной молодежи, которая поддается деструктивной пропаганде в Интернете, - найти лазейки для совершения противоправных действий.
Об убийствах и преследованиях мусульманских деятелей
Одними из самых трагичных для мусульманской уммы России в 2011 году стали убийства авторитетных религиозных деятелей. Имамов теперь убивают не только на Кавказе, но и в Сибири, Центральной России. Почему, по-вашему, эти расправы начали происходить и за пределами Кавказа?
Для меня до сих пор остается загадкой этот вопрос. Если вспомнить убийство имама Нового Уренгоя Исомутдина Акбарова, то никак нельзя предположить, что оно совершено из-за коммерческих интересов. Он занимался только религиозной деятельностью.
Самое печальное, что мы не получаем информацию о том, как ведутся расследования по убийствам религиозных деятелей, а, значит, мы не знаем их мотивы.
2011 год можно назвать беспрецедентным по количеству арестов известных мусульманских деятелей, в том числе состоящих в официальных духовных управлениях мусульман. О безосновательности многих задержаний высказывались даже авторитетные муфтии. Когда к мусульманским лидерам начнут прислушиваться?
Я выражаю надежду на то, что новые люди, которые сегодня пришли в Государственную Думу, администрацию президента, по-новому посмотрят на эту ситуацию, потому что так долго продолжаться не может. Такие преследования, не всегда обоснованные, могут вызвать протестные акции.
Я знаю, что к митингам против итогов выборов и в Москве и Санкт-Петербурге присоединились некоторые мусульманские активисты. Они вышли на площади, прежде всего, протестуя против ущемлений прав мусульман.
В то же время, я всегда говорил, что мусульмане должны действовать только в рамках законодательного поля. Мы должны прибегать к защите своих прав или через суды, или посредством других законных методов.
Об итогах парламентских выборов
Вы затронули тему недавних митингов против итогов парламентских выборов. Вы лично согласны с итогами прошедших 4 декабря выборов депутатов в Государственную Думу РФ?
Я сейчас скажу вещи, которые многим не понравятся. Я лично не член партии "Единая Россия", но в любом случае эта партия набрала больше голосов, чем какое-либо другое политическое объединение, принимавшее участие в выборах.
Я не думаю, что в ходе выборов были большие нарушения, кардинально меняющие расклад итогов голосования. Например, в моем родном селе, где 10 тысяч населения, более 80% по итогам голосования набрала "Единая Россия". Все мои знакомые на заданный мною вопрос "За кого вы голосовали?", отвечали "за Единую Россию".
Если во время выборов были нарушения, а они, скорее всего, были, и это фактически признала власть, то это плохо. С этим надо разбираться законными методами. Сам я хожу на выборы, все мои близкие тоже голосуют. Я не хочу, чтобы моим голосом манипулировали.
О введении в школах курса "Основы светской этики и религиозных культур"
В 2012 году во всех общеобразовательных школах начнется обучение в рамках курса "Основы светской этики и религиозных культур". Он предусматривает выбор школьниками одного из шести компонентов – "Основы светской этики", "Основы православной культуры". "Основы мусульманской культуры" и т.д. Ряд мусульманских деятелей выражает обеспокоенность отказом некоторых директоров школ предоставлять преподавателей основ мусульманской культуры в случае, если его выбрало малое количество учеников. Провомерен ли такой подход руководителей общеобразовательных учреждений?
Как известно, несколько лет назад мы выступали за то, чтобы в школе вообще был исключен религиозный компонент. Но есть решение руководства страны, и, начиная с сентября 2012 года, во всех школах вводится курс "Основы религиозных культур и светской этики", включающий несколько модулей.
В Саратовской области имамы на местах разъясняют, что у детей есть полное право изучать основы мусульманской культуры, если их родители изъявили такое желание. Почему эта работа по разъяснению важна? Руководители некоторых школ, где учеников-мусульман мало, не хотят брать на себя ответственность и предлагают выбирать или другой модуль, или переходить в другую школу, где будет организовано обучение основам мусульманской культуры. Но есть положение о том, что даже если один ребенок в школе хочет изучать тот или иной раздел в рамках курса "Основы светской этики и религиозных культур", то руководство обязано предоставить ему преподавателя.
Мы активно занимаемся разъяснительной работой, и министерство образования Саратовской области поддерживает нас в этом вопросе. Наши представители участвуют практически во всех собраниях в школах, посвященных введению курса "Основы светской этики и религиозных культур".
Но в некоторых регионах мусульманское духовенство отстранилось от вопроса введения в школах данного курса, считая, что религиозные институты не должны вмешиваться в образовательный процесс в светских образовательных учреждениях.
Мы не имеем право стоять в стороне от данной проблемы. Тогда дети-мусульмане просто потеряют возможность обучения основам мусульманской культуры и будут вынуждены посещать занятия по светской этике или основам православной культуры.
В некоторых школах созывают формальные собрания и предлагают, чтобы дети-мусульмане посещали уроки по основам светской этики. Поэтому и сложилась такая ситуация, что в ряде регионов очень мало учащихся, которые выбирают основы мусульманской культуры при том, что в них достаточно большой процент мусульман.
О проблеме радикализма среди мусульманской молодежи
Мукаддас-хазрат, нельзя говорить об итогах ушедшего года, обойдя стороной проблему радикализма в мусульманской молодежной среде. Создается впечатление, что она "не сходит на нет", а, наоборот, набирает обороты. В интернет-сети немало сайтов, где содержатся призывы к созданию в России шариатского государства, неуважительные высказывания в адрес российских законов, государственных деятелей и даже официальных муфтиев. В чем причина таких заявлений?
У нас нет опыта и практики построения шариатского государства. И как можно построить шариатское государство там, где нет для этого почвы? Кто сказал, что нельзя жить, работать и служить в том государстве, в котором родились?
О таких темах вправе говорить только люди, действительно знающие Ислам. Имам Шафии 20 лет изучал только арабский язык для того, чтобы понимать все тонкости аятов Корана и хадисов Пророка Мухаммада. А сегодня некоторые молодые люди, окончившие только 9 классов общеобразовательной школы, не отличая арабскую букву "алиф" от палочки, не имея представления о шариатских науках, прочитав переводы некоторых аятов и хадисов, пытаются учить нас "правильному" пониманию Ислама. Из-за этой ситуации мусульмане приходят к конфликтности, начинают обвинять других в неверии. Это то, что сегодня выходит за пределы Ислама.
О массовых волнениях в арабском мире
Давайте перейдем к теме "арабских революций", которых в 2011 году было несколько. Все-таки как мусульмане должны относиться к так называемой "арабской весне"?
Это очень сложный вопрос. Почему? Есть разные мнения на этот счет – мнения экспертов, журналистов, религиозных лидеров и просто людей, получающих информацию из доступных источников.
Если мы хотим знать, как Ислам относится к таким революциям, то нужно обращаться к оценкам авторитетных мусульманских ученых. До сих пор таких оценок практически не было.
Если брать мое субъективное мнение, то я считаю, что идут процессы с активным участием масс, стремящимся к лучшей жизни. Почему жители арабских стран, где произошли политические перевороты, живут так бедно при том, что в этих странах имеются огромные богатства? Все потому, что всеми богатствами распоряжались люди, объявившие идеологическую борьбу Исламу. Они не отстаивали интересы мусульман. Если бы они думали о своих гражданах, то, наверное, использовали бы все богатства для их благосостояния.
Но самое печальное, что льется человеческая кровь, и мы молим Аллаха, чтобы в странах, охваченных массовыми волнениями, не было кровопролития.