Елена Микиртичева: О СЭПО, промышленной политике и политическом бессилии

04 марта 2020 - 17:05
О СЭПО, промышленной политике и политическом бессилии

В минувший вторник в Саратовской областной думе депутаты разбирались в ситуации, которая сложилась на старейшем оборонном предприятии региона – СЭПО. Как стало известно неделю назад, предприятие законсервировало цех по выпуску холодильников. А всем известно, что холодильники и морозильники «Саратов» – это бренд.

На заседание рабочей группы пригласили директора и владельца предприятия Евгения Резника. Пришли туда и вездесущие коммунисты. Что могли сделать депутаты для предприятия, неизвестно, и вообще не очень понятно, почему депутаты не принимали участие в многочисленных совещаниях по данному вопросу, проходивших в правительстве. Впрочем, один ответ на этот вопрос есть: коммунисты настояли, и руководство Думы не смогло им отказать. Ну, а уж члены фракции КПРФ использовали мероприятие по полной программе – информационный повод для массового пиара им был обеспечен.

 

Мы старались, но…

Доклад главного «героя» – Евгения Резника – был блестящим: знание вопроса, хороший русский язык. Это в стенах облдумы сейчас редкость. Итак, Евгений Петрович рассказал, что цех по выпуску холодильников изначально был цехом производства гражданской продукции на оборонном предприятии. И именно оборонка, а СЭПО выпускает ее по восьми направлениям – главное для предприятия. Проблемы с производством холодильников уже случались, в девяностых годах конвейеры закрывали на шесть лет. Потом и страна, и предприятие выкарабкались из кризиса. Тогда производство «Саратова» вывели в дочернее предприятие СЭПО-ЗЭМ. До последнего времени эта нелюбимая, судя по всему, «дочка», худо-бедно существовала, но три года назад ее накрыл очередной кризис. И реализация продукции начала сокращаться. В 2017 г. убытки составили 26,6%, в 2019-м – уже 34,3%. Прогноз на этот год и вовсе неутешительный. Евгений Резник добавил, что выпуск холодильников в Саратове уже давно убыточен и на плаву предприятие держалось за счет оборонзаказа, который СЭПО, имеющее в наличии уникальных специалистов, регулярно получает.

Но в этом году на кон пришлось бы поставить обороноспособность страны, потому руководство предприятия решило законсервировать вторую нитку конвейера. Первая закрылась в 2019 г. Тогда были сокращены 235 человек. Сейчас под сокращение попали 900 человек, но 150 из них – самым малообеспеченным, предоставят работу по охране оборудования.

По словам Резника, еще соседние предприятия трудоустроят какое-то количество специалистов. Кроме того, рассказал Евгений Петрович, на СЭПО трудится порядка тысячи «глубоких» пенсионеров, которых можно проводить на заслуженный отдых.

Естественно, господин Резник закрытию предприятия не радовался, но смысл его доклада сводился к следующему: рынок есть рынок и обороноспособность страны – превыше всего.

 

Захлебнувшаяся атака

А потом посыпались вопросы. Сначала деликатный Владимир Капкаев спросил, станут ли заниматься предприятием во время его простоя – разрабатывать новые модели, реорганизовывать, оптимизировать и так далее. «Конечно», – пообещал Резник. Затем Алексей Антонов начал говорить об устаревших холодильниках, о бедном ассортименте, но тут же получил окорот от директора. Потому что владелец предприятия вполне справедливо заметил, что никаких программ по поддержке промышленных предприятий в регионе нет, и ТПП, обязанная этим вопросом заниматься, не очень усердствует. И вообще ТПП, к слову, возглавляемая Антоновым, могла бы проанализировать покупательскую способность региона, чтобы промышленность понимала, в каком направлении ей двигаться.

Затем инициативу взяли в свои руки коммунисты. Сначала Александр Нараевский сообщил Резнику, что его холодильников в торговых сетях нет, потому что он не нашел. Затем с пламенным спичем начал было выступать Николай Бондаренко, но Евгений Резник, незнакомый с думскими правилами (коммунист вещает, остальные с трепетом внимают), стал комментировать и очень изящно «троллить» коммуниста. Бондаренко это категорически не понравилось. Сначала он шумно возмущался, а потом и вовсе начал ябедничать председательствующему. Потом все-таки задал вопросы: просчитаны ли социальные последствия ситуации, что сделано, чтобы предотвратить закрытие предприятия? Но поскольку с Евгением Петровичем коммунистам справиться не удалось, они пошли в атаку на двух заместителей министра – экономики и промышленности: что сделано правительством, чтобы не допустить закрытия СЭПО-ЗЭМ? Впрочем, ответы чиновников интересовали несильно, так как вердикт они им вынесли в ходе выступлений.

О том, что идут постоянные переговоры с представителями торговых сетей, что принимаются иные меры, это все было пропущено мимо ушей. И коммунисты начали пугать собравшихся народными волнениями. Потому что такой опыт у них есть – после того, как на митинг только вышли рабочие завода строительных материалов, им начали выплачивать зарплату. Есть и другие примеры. Затем не выдержал замминистра промышленности Владимир Белгородский, рассказавший, что с заводом стройматериалов велась долгая и кропотливая работа в течение девяти месяцев, и аккурат на финише переговоров появились коммунисты, которые на самом деле организовали митинг уже после положительного решения проблемы и задорно присвоили лавры себе.

Но члены КПРФ Белгородского не слышали. Наконец, не выдержала представитель профсоюзов Мария Ковбель, пытавшаяся объяснить думским коммунистам, что перекрытие дорог – крайняя мера и что сначала надо отработать все иные способы разрешения проблем. Но профсоюзного лидера тут же обвинили в штрейкбрехерстве.

На этом, собственно, заседание рабочей группы и закончилось.

 

Лирическое отступление

В далекие 90-е годы, когда в стране бушевал кризис, куда серьезнее нынешнего, и на предприятиях зарплату не выплачивали месяцами, областное правительство учредило бюджет развития, за счет средств которого предприятиям компенсировали ставку рефинансирования по инвестиционным кредитам. Потому что тогда правительство Дмитрия Аяцкова понимало, что именно налог на прибыль предприятий – это львиная доля областного бюджета.

Правительство Павла Ипатова тоже старалось уделять внимание промышленному комплексу и начало разрабатывать закон о промышленной политике региона. Сегодня, и здесь прав Евгений Резник, развитием промышленного потенциала в регионе не занимаются. И даже если решают точечные, но регулярные проблемы в промышленном комплексе, то узнать о такой работе весьма сложно из-за тотальной информационной закрытости власти.

Оставить комментарий