Интервью сопредседателя Совета муфтиев России Мукаддас-хазрата Бибарсова:
- Мукаддас Аббасович, на прошлой неделе вы посетили Второй всероссийский форум татарских религиозных деятелей в Казани. Поделитесь своими впечатлениями.
- Такие собрания делают честь новому президенту Татарстана. Ведь ранее аналогичные форумы религиозных лидеров в таком составе и количестве не проводились. Хотелось бы отметить и высокий уровень организации, в чем, безусловно, заслуга Всемирного конгресса татар и Управления президента республики по взаимодействию с религиозными организациями.
Если же сравнивать с прошлогодним форумом, то, во-первых, в этот раз людей было больше, во-вторых, в ходе пленарного заседания выступило больше представителей мусульманских организации из других регионов РФ. Имамы, муфтии говорили о наболевших проблемах мусульман.
Думаю, важно в будущем давать людям больше возможностей высказаться по самому широкому спектру вопросов, не боясь и критических выступлений. Чем больше дискуссий будет проводится на подобных площадках, тем меньше найдется людей, которые смогут использовать чье-либо недовольство и вносить напряженность в наши взаимоотношения.
- То есть такой форум, на ваш взгляд, консолидирует татарских религиозных деятелей?
- По большому счету мы особо и не разделялись. Мы соседи и общаемся друг с другом, в мечетях выступаем друг перед другом. Несмотря на то, что организационно принадлежим к разным религиозным центрам, на уровне наших контактов каких-либо острых конфликтов давно уже нет.
- На первом форуме участники делали больший упор на вопросы национальные, нежели религиозные. Какое направление было взято в этом году?
- Если говорить о содержании выступлений, то большого отличия от предыдущей встречи я не увидел. Акцент организаторами был снова сделан на слабое знание родного языка. Действительно, мы все переживаем за сохранение татарского языка. Язык любого народа является составной частью его этнической самоидентификации, но важно понимать, что именно духовный мир определяет жизнь человека. Мы должны осознать, что сохранение национальной самобытности и идентичности – это прерогатива Всевышнего. Все зависит только от Него. Он нам даст ровно столько, насколько мы будем искренни по отношению к Нему, насколько искренне будем просить Его, благодарить и поклоняться Ему. Решение всех проблем в этом и кроется. Но на этом не акцентировалось внимание. Для того чтобы сместить акцент на религиозный аспект, думаю, на такие форумы нужно приглашать представителей других этнических групп мусульман. Ведь по сравнению с тем, что было еще 100 лет назад, ситуация изменилась коренным образом: не только наши махалля, но и мусульманские села, становятся многонациональными.
- Тем не менее, в ходе форума прозвучали мнения о том, что язык нужно возрождать с помощью мечетей…
- Реально существуют, особенно в молодежной среде, проблемы знания родного языка, которые требуют своего решения.
Но согласитесь, что религиозные организации при всем своем желании выполнить эту функцию не могут. Задача имама и муфтия заключается в духовной подпитке верующих, донесения до людей знаний об Исламе. А для популяризации изучения родного языка, организации курсов воскресных школ по изучению языка, существует большое количество национальных, культурно-просветительских организаций, центров и автономий, которые и призваны этим заниматься.
- А как вы относитесь к предложениям вести проповеди в мечетях на татарском?
- По поводу этого вопроса могу привести один пример. Совсем недавно я был на пятничном намазе в одном крупном городе Поволжья. Специально сел на самый последний ряд, чтобы послушать проповедь и посмотреть на происходящее со стороны. В основном в мечети были представители мусульман Средней Азии, хотя было и большое количество местного мусульманского населения – татар. В течение 30 минут имам-хатыб читал проповедь на татарском языке. В это время мечеть мне напомнила базар: кто разговаривал по телефону, кто обсуждал какие-то свои дела… Фактически имама никто не слушал. И лишь когда он начал вести хутбу на русском языке, прихожане постепенно начали успокаиваться и слушать имама. Это говорит о том, что проповедь надо вести на доступном языке. У нас сегодня есть один общедоступный для всех верующих язык – это русский. И задача проповедника состоит не в том, чтобы обучить людей какому-то языку, а в полноценном донесении знаний о религии Аллаха, о поклонении Всевышнему, об этике мусульманина … При этом организацией учебного процесса, будь то кружки или конференции, должны заниматься общественные организации.
- Мукаддас Аббасович, итогом поездки в Татарстан стало участие вашей делегации в мероприятиях, посвященных Дню принятия Ислама Волжской Булгарией. Как Вы считаете, каково значение этой даты для нашей страны? Должна ли она стать общероссийской?
- Я бы сразу разделил этот вопрос на две составляющие – религиозную и национальную. Если говорить о первой, то дата принятия Ислама в 922 году Волжской Булгарией имеет огромное значение не только для мусульман России, но и для общества в целом. У нас в стране очень много людей, которые хотят представить мусульман, как пришельцев. Эта дата безусловно доказывает, что именно мусульмане, как конфессиональное сообщество, являются коренным населением РФ, и от этого факта мы никуда не денемся.
- День принятия Ислама Волжской Булгарией – прежде всего памятная дата или все-таки праздник?
- Именно памятная дата. И посещение Булгар как историко-археологического центра-музея, связанного с историей Ислама, можно только приветствовать и поддерживать. Более того, его нужно развивать, как один из центров туризма России, который бы посещали не только мусульмане. Но для этого нужно изменить и акцент, и формат таких встреч в Булгарах: было бы интересно создать здесь музей истории Ислама в России. Ведь корень нашей религии связан не только с булгарами. Известно, что еще во времена правления третьего халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) в 651 году Дербент стал мусульманским городом, а в 737 году Ислам стал государственной религией в Хазарии. Но, к сожалению, многие, в том числе и мусульмане, не знают об этом. Считаю это одной из главных причин комплекса, который сидит внутри многих мусульман; комплекса чужака, гостя на своей земле. И какие бы не произносили высокопарные слова о вере, с таким недостатком у нас никогда не будет полноценного имана. Что касается религиозного или культового аспекта, то Булгары не могут иметь подобного значения для верующих — мусульман.
- Но все-таки часть людей, посещающие Булгары, имеют убеждения, что эта поездка является Малым Хаджем, и я видела, что люди совершают религиозные обряды: обход вокруг камней, протирание камней, что, на мой взгляд, является элементом язычества. Как бы Вы могли это прокомментировать?
- К сожалению, действительно, такие факты имеют место. Это является грехом и заблуждением таких людей, поскольку религиозные обряды строго регламентированы в Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Как сказано в Священном Коране: "Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Воистину, я для вас — предостерегающий увещеватель и добрый вестник от Него".
Верить, что поездка в Булгар обладает баракатом (благодатью), или считать её малым хаджем, или паломничеством, является харамом, поскольку ни Кораном, ни хадисами такая поездка не предусмотрена. Аллах — Единственный, у кого мы должны просить помощи и бараката. И здесь, безусловно, огромная ответственность лежит на организаторах данных мероприятий, которые, в первую очередь, должны проводить просветительскую работу среди посетителей, разъясняя историческую значимость и культурную ценность данных мест, но ни в коем случае не допускать приобщение поездки в Булгар к религиозным обязанностям, потому что люди, таким образом, могут впасть в тяжкий грех неверия, в немилость Аллаха Всевышнего.
- В последнее время часто поднимается вопрос о происхождении татар от булгар, в связи с чем возникало множество мнений. Насколько эта тема актуальна сегодня?
- Этот вопрос беспокоит не только меня одного. Целенаправленная пропаганда происхождения татар от булгар, является, на мой взгляд, миной замедленного действия, которая может расколоть наш народ. Мне непонятно, почему и с какой целью этот вопрос сейчас муссируется на таком высоком уровне. Общеизвестно, что татары — уже давно сформировавшаяся единая нация. В нас, наверняка, течет и булгарская, и кипчакская, и хазарская кровь, но если говорить о булгарах, то у чувашей имеется гораздо больше прав считать себя их потомками, но, тем не менее, мы не слышим подобных заявлений.
На сегодня уже образовались две диаметрально противоположные группы. Одни считают себя булгарами, и что к татарам никакого отношения не имеют, называя их пришельцами и захватчиками. Вторая же группа утверждает, что они татары, пришедшие с Алтая, которые освоили земли до Восточной Европы и в течение многих столетий сформировались как единая нация, аккумулировавшая в себе многие тюркские народы и племена, в том числе и булгар. Этот процесс разделения очень опасный. Он режет наш народ по живому телу.
Хотелось бы еще раз напомнить, что на таких форумах необходимо делать акцент на религиозною составляющую с учетом, что собираются люди, несущие знания об Исламе - о стержне нашего народа.