Стоять на берегу, но не иметь возможность пользоваться рекой – такое испытание досталось Саратову. Многие годы эту проблему обсуждают, но пока мало продвинулись. Прорывами можно назвать разрешение автобусной остановки на мосту и обещание построить пляж на набережной. Но его придется подождать. Формула ожидания будет в конце. А пока все как обычно: переполненные автобусы с табличкой «Пляж», запрет купаться в Затоне, пенсионеры, которые плещутся у ротонды, и поездки на ближайшие турбазы.
Для полноты картины давайте вспомним еще один проект, касающийся нашего недоступного отдыха на воде – городской бассейн на Набережной.
Бассейн был частью проекта благоустройства саратовской набережной, предложенного КБ Стрелка и архитектором Григорием Ревзиным. Сам проект не нашел поддержки, но объяснения Ревзина дают понять, почему пляж в Саратове – это так сложно:
«Я знаю, что у Саратова мечта – сделать пляж на набережной… И есть старые фотографии людей на пляже. Но это было до строительства каскада плотин. А сейчас Волга в этом месте не очень чистая. Течение так устроено, что вода не пригодна для купания. Неофициально купаются, но что в этом хорошего?
По существующему проекту, который сейчас в генплане, там делается насыпной песчаный пляж. Но насчет чистоты воды решения нет.
По проекту там волноломы, которые замедляют течение. Но пляж большой. И по нашим расчетам, а мы специально приглашали экспертные фирмы – и наши, и немецкие, это не очень поможет. И в силу особенностей течения Волги, и из-за сброса воды плотинами, сколько туда песка не сыпь, через пять лет он окажется в Астрахани. Нам кажется, это плохое решение – все время сыпать песок в грязную воду и считать это главным городским пляжем.
В Португалии есть такой прекрасный архитектор Алваро Сиза Виейра. Он сделал пляж на Тихом океане, прямо на берегу. Там холодно, волны сильные. И он придумал бассейн в океане. Бетонная ванная в уровне воды. То есть, когда вы плаваете, вы видите дальше океан, в бассейне океанская вода, она чистится и так далее. И мы сначала придумали сделать бассейн в Волге.
Но потом оказалось, что это не годится. Слишком толстые стены нужно сделать. Иначе лед, когда он поднимается от сброса воды, все срезает. Вместо этого предлагается внутри набережной, в ее теле, сделать очень большой открытый бассейн. Который создает ощущение, что вы плаваете в реке.
Он длинный, почти 150 метров, но это не спортивный бассейн, а чисто городская вещь.
Естественно, он только летний, а зимой там каток. Еще есть детская часть.
По нашей версии, этот бассейн будет находиться примерно там, где юридическая академия».
В интервью, которое архитектор дал в декабре прошлого года, есть место сомнениям – оценят в Москве этот оригинальный проект (читай – выделят федеральные миллионы) или нет. Сейчас мы уже знаем ответ (нет), поэтому вариантом остается только один: мифическое строительство пляжа на саратовской набережной.
Мифическим его делают два фактора – отсутствие денег (всей суммы) и отсутствие информации. Мало кто, даже из журналистов, следящих за ситуацией, сходу скажет, на каком этапе сейчас находится строительство того самого пляжа. Некоторые даже думают, что оно уже заморожено. Но минстрой области опровергает эти домыслы и предлагает пошаговый план сдачи объекта.
Оказывается, все началось еще 11 лет назад (оцените темпы) и называется «Реконструкция берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища от ул. Бабушкин Взвоз до ул. Большая Садовая» общей протяженностью 3700 метров. В свою очередь, это входит в две программы – федеральную и местную, по развитию водохозяйственного комплекса РФ и по охране окружающей среды.
В 2012-м году была сдана первая очередь – участок от ул. Провиантской до ул. Вольская (600 метров); 2016-м – 2-я очередь от ул. Бабушкин Взвоз до Провиантской (780 метров). А теперь по поводу самого пляжа: он входит в 3-ю очередь, самую длинную по протяженности – от ул. Вольская до ул. Большая Садовая (2300 метров). Эта очередь реконструкции стартовала еще в 2014 году.
Протяженность будущего пляжа известна – 500 метров. Это как половина проспекта Кирова. Он запланирован на участке новой набережной от ул. Шелковичной до 1-го Овражного проезда. Как сообщает минстрой области, «пляж планируется обустроить путем устройства песчаного откоса».
Для этого сначала был сделан проект берегоукрепительных сооружений, а потом он был откорректирован. План размещения пляжной зоны подготовлен проектной организацией АО «ДАР/ВОДГЕО». Видимо, процесс затянулся, потому что проект получил одобрение госэкспертизы только недавно – 6 апреля 2018 года.
Теперь дело за малым – возвести берегоукрепительные сооружения. Но для этого нужно сделать еще один шаг.
Для строительства пляжа нужно перенести все лодочные базы на всей территории реконструкции. А это невозможно сделать, пока нет новых мест для хранения лодок.
Поэтому сейчас за бюджетные деньги активно строятся эллинги для хранения. «Заказчиком строительства новых баз в пос. Улеши и Юриш выступает управление по инженерной защите администрации МО «Город Саратов», – информирует министр строительства Дмитрий Тепин. – В 2017 году за счет межбюджетных трансфертов бюджетом МО «Город Саратов» были выделены денежные средства в размере 124 млн. рублей на строительство объекта «Эллинги для переноса существующих конструкций лодочных баз, расположенных на участке реконструкции берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища в районе г. Саратова, в район пос. Улеши и пос. Юриш».
В настоящее время подготовлены 120 стояночных мест в поселке Улеши. В них уже переехали базы «Серп и молот» и «Оптимист». Строительство обошлось в 12,8 млн руб.
Цена следующего этапа – 105,7 млн руб. Он находится в процессе. Госконтракты с подрядчиками уже заключены, им предстоит построить 236 стояночных мест в поселке Юриш. Туда переедут лодочные базы «Маяк» и «Дельфин».
Когда все лодочные базы переедут, ожидать этого можно в следующем, 2019 году, начнется собственно строительство. Но не пляжа, а берегоукрепительных сооружений, то есть самой набережной.
Стоимость этого этапа пока не называется, источники финансирования тоже. Скорее всего, это опять будет транш из центра, или, как модно говорить, очередной «межбюджетный трансфер». Необходимые объемы трансфера также неизвестны.
Когда берег закатают в бетон, начнется устройство самого пляжа – завоз песка и строительство волнорезов, которые не будут давать нашему песку быстро уплывать в сторону Астрахани. Когда это произойдет – плохо предсказуемо. Но попробуем посчитать.
Напомню, что 1380 метров набережной (600 м + 780 м) реконструировали в течение четырех лет (2012-2016 гг). 1380 делим на четыре и получаем 345 метров набережной в год. Осталось пройти 2300 метров. Делим на 345 и получаем время – около 6,5 лет.
На переселение одной лодочной базы ушел один год. Переселение оставшейся займет еще примерно столько же. 6,5 + 1 = 7,5 лет. Накинем мелочь – насыпку песка, строительство волнорезов, благоустройство, установку грибков от солнца и кабинок для переодевания. Допустим, с этим можно справиться за год: 7,5 +1. Ну и поправка на случайности и прочий форс-мажор – плюс еще полгода. Итого – 9 лет.
За это время можно закончить школу или два раза институт. А можно переехать туда, где пляж есть не в проекте, а прямо здесь и сейчас.