Название Всероссийского мусульманского совещания "Россия – наш общий дом" - лейтмотив нашего собрания. Россия - действительно родной дом и Родина для многих поколений мусульман. Наши предки жили здесь веками, и сегодня все народы, проживающие на территории нашей страны и исповедующие Ислам, с полным правом называются коренными народами России. Вместе с этим Россия является домом для множества конфессий, этнических групп, общин, субкультур и так далее. Они для нас и мы для них являемся соседями и согражданами.
Сегодня практически у всех групп общества возникают те или иные проблемы в реализации своих желаний и прав. Но эти проблемы естественны, так как с течением времени развивается общество и государство, меняются потребности и интересы людей. При этом я хочу отметить, что решением возникающих проблем наши сограждане занимаются собственными силами, спокойно и планомерно. Среди же мусульман до сих пор сильны иллюзии о том, что наши желания и права будут реализованы без усилий и участия с нашей стороны.
Мы верующие люди, АльхамдулиЛлях, и понимаем, что если мы сталкиваемся с испытаниями, то они даны Аллахом нам во благо, для того чтобы изменить своё самосознание и поведение. Давайте вспомним. Ведь российские мусульмане первыми начали разделяться по национальностям, мазхабам и тарикатам, и только потом нас начали делить извне. Именно мусульмане первыми объявили гонения на книги, на переводы неудобных авторов, на разные направления религиозной мысли. И сегодня мы видим, как люди далёкие от любой религии запрещают исламскую литературу. Очередь дошла до последнего барьера перед Священным Кораном – до сунны Мухаммада (мир ему).
Если поразмыслить, то нынешняя ситуация кажется абсурдной и невероятной, ведь несмотря на все тяготы Советского режима, нам от наших отцов досталось наследство более чистой и ревностной заботы об Исламе, чем то, что мы передаём молодёжи. В своей беспечности мы дождёмся того, что Ислам для наших детей будет потерян.
Конечно же, российские мусульмане силами отдельных групп пытаются что-то сделать, построить, наладить диалог с обществом и властью, но нас не слышат. Не слышат не потому, что вокруг все плохие и глухие, а потому что наш голос звучит неуверенно. Мы до сих пор не можем сформулировать, что хотим для самих себя, не говоря уже о том, чтобы что-то предложить нашей стране и нашим согражданам. А ведь в Исламе скрыта великая энергия созидания, нравственного оздоровления и сохранения общества, как исламского, так и неисламского. Поэтому мы в ответе не только за нашу умму, но и за Россию. Перед нами Конституцией, законами нашей страны и великой историей содружества российских народов открыта масса возможностей, чтобы претворять наши желания в жизнь и преодолевать препятствия, но сделать это мы можем только своими усилиями – своей волей и усердием, а самое главное - знаниями.
Знания являются противовесом любой агрессии и радикализма. Они, как якорь, не дают эмоциям подняться и возобладать над разумом. Поэтому важно придать новый импульс просвещению молодёжи, чтобы предотвратить возможность манипулирования ими против нашей страны. И здесь нужно опасаться не столько учёбы в иностранных учебных заведениях, сколько бессистемности в образовании. Я надеюсь, что наступит время, когда за мусульманскими знаниями будут приезжать в Россию, но на данном этапе мы пока не сформировали достаточную прослойку преподавателей и наставников, способных передавать знания и воспитывать молодёжь. Кстати, только полноценное и системное образование вкупе со свободой выражать свою точку зрения мне представляется единственной действенной мерой профилактики экстремизма.
Следуя за главной темой нашего собрания – общностью России для всех российских народов, я хотел бы остановиться вот на чём. В последнее время в нашей стране обострились межнациональные отношения. Мы уже неоднократно наблюдали конфликты с этноконфессиональными признаками. Как бы мы не сопротивлялись, но Ислам втягивается в эти конфликты, становится предметом претензий и протеста со стороны немусульман, у которых знания об Исламе искажены и извращены. В решении общественных проблем к мусульманским религиозным организациям апеллирует власть. Таким образом Ислам становится важным элементом межнациональных отношений и национальной политики. К сожалению, информация об Исламе сегодня представляется теми СМИ, которым неинтересно освещать доброе взаимодействие между людьми, они притягивают аудиторию сенсацией, заострением внимания на проблемных участках жизни общества. Как следствие, немусульманское население боится мусульман и не воспринимает нас такими гражданами, у которых чувство патриотизма и привязанности к России такое же сильное, как у них самих. Среди российских народов растёт страх и недоверие по отношению друг к другу. В обществе развивается исламофобия. Нередко такие настроения перекидываются на власть.
В рамках осуществления национальной политики государство и общество предпринимают определённые действия, однако эти попытки тщетны, так как сначала нужно преодолеть банальный страх. А для этого необходимо показывать простую жизнь людей, приучать к тому, что соседство русского, татарина, чеченца – это нормально и безопасно. Соседство христианина, мусульманина и иудея – это естественно и органично. Нужно показывать общность интересов и стремлений. Многие недобросовестные люди стараются сосредоточить внимание общества на моментах противостояния – чеченская кампания, распад СССР, вспоминают даже взятие Казани. Но ведь это короткие периоды, между которыми многовековая история дружбы и мира простых людей на одной территории и под одним флагом.
У всех россиян общее историческое пространство. Сегодня представители всех религий и народов, компактно проживающих на территории России, являются коренными жителями страны как минимум в десятом поколении. Как бы это для кого не звучало, но у всех россиян, будь то славянин, кавказец или тюрок, равные права на Россию. У каждого из нас своя малая родина, но для 140 миллионов человек есть Родина с большой буквы, и никто не имеет права отказывать другим в их Отчизне - единой и неделимой от Калининграда до Владивостока. Поэтому любая риторика по отделению народов и регионов от России и попытки подавления религиозных свобод должны пресекаться государством.
В обществе искажённые представления об Исламе проявляются по-разному. Характерным примером является вопрос препятствования строительству мечетей со стороны определённой части населения. Такое препятствование является естественным, когда люди воспринимают Ислам только через призму средств массовой информации. Но и для мусульман должно быть естественным добиваться для себя гарантированного законом права возводить мечети, если для этого есть возможность и необходимость. А необходимость, как все мы знаем, давно назрела.
Вообще, я считаю, что мусульманам, как и всем другим, не нужно на комментарии и критику сограждан реагировать остро. В современном обществе наличие плюрализма мнений - это нормально. Не нормально, когда такой плюрализм перерастает во вражду и антагонизм. Люди, добивающиеся права говорить, должны давать такое право и другим, а арбитром является закон.
Я уверен, что с развитием нашего правосознания вопрос строительства мечетей будет решён, однако я хотел бы остановиться вот на чём. Периодически от имени отдельных мусульман слышны призывы во время больших собраний заменить мечети, например, на стадионы. В исключительных случаях, когда в населённом пункте вообще нет мечети такое ещё возможно. Но в целом я хочу выразить принципиальное несогласие с допустимостью такой практики. Дом Аллаха - это мечеть. Это чистое место для молитвы и поклонения, а не для разгула страстей, спортивных или любых других. Если есть потребность в строительстве новых зданий, то нужно законными методами добиваться такой возможности, показывая власти и обществу, что мусульмане это полноправные граждане России.
В этом же русле находится вопрос о запрете мусульманской литературы. На каком бы уровне власти эта проблема не поднималась, но региональные причуды, тем не менее, продолжаются. Проблема усугубляется общим равнодушием мусульман, многие из которых являются членами политической и финансовой элиты России с большими интеллектуальными и организационными возможностями. По пальцам можно пересчитать адвокатов, занятых в деле защиты мусульманских трудов, тогда как для этого должно быть сформировано целое движение с участием авторитетных представителей науки, культуры, политических, общественных и религиозных организаций. Я абсолютно уверен, что вопрос запрета литературы в том виде, который имеет место, это вопрос национальной и государственной безопасности. Не меньше, чем вопрос межнациональной розни.
Много забот сегодня вызывает поиск объединительной национальной идеи. Я уверен, что нам не нужно искать что-то новое, нужно культивировать то, что уже имеем. Давайте признаемся, что россиян сегодня не объединяет единая культура, мы наоборот говорим о её многообразии. Нас не объединяет религия, мы исповедуем разные верования. Но нас объединяет гражданство, нас объединяет Конституция и законы. В этом направлении и должна двигаться национальная политика. Необходимо обеспечить всеобщее равенство перед законом, его верховенство и справедливую реализацию. В этом случае люди избавятся от страха на национальной и конфессиональной почве и сами сумеют наладить культурный диалог между собой.
Вместе с этим, как призыв врачу "исцели себя сам", так и призыв мусульманам – пока мы не осознаем свои права, мы не поймём до конца всю прелесть быть жителями самой большой, самой богатой и самой красивой страны. Но при этом, пока мы не примем гражданскую ответственность, мы не заслужим право называться настоящими гражданами.
На нас лежит обязанность осознать и донести до молодёжи значение гражданской ответственности, потому что ответственность за свою Родину возложена на нас Всевышним. Россия является домом наших отцов и дедов. Они внесли огромный вклад в дело сохранения и процветания нашей Родины. Сотни и сотни лет они со своими соседями собирались на общих праздниках и плечом к плечу сражались за благополучное будущее России. Поэтому сегодня наша задача состоит в том, чтобы сберечь этот монолит мира и взаимного уважения, и в этом монолите сохранить место Исламу и мусульманскому будущему наших детей. Мы должны показать обществу наши подлинные стремления и преодолеть извращённые понятия, которые из года в год складывались об Исламе. Для этого мусульманам необходимо участвовать во всех сферах общественной активности, особенно, современных и инновационных, сохраняя при этом религиозное самосознание и образ жизни. Мы должны писать там, где сегодня предпочитают читать. Мы должны идти туда, где сегодня ещё не открыты горизонты. Мы должны осваивать то, что сегодня ещё не изучено. Ведь когда-то, во времена праведных предшественников, мусульмане поступали именно так, открывая не только земли, но в первую очередь сердца. Их пример – это пример бережного отношения к людям, к их традициям и культуре.
В заключение, я позволю себе выразить уверенность, что мусульманская умма России и всё российское общество обязательно консолидируются на принципах уважения, справедливости и заботы друг о друге, ин шаа Аллах.