Сегодня (24 июля) информационное агентство Saratovnews начинает прием вопросов для онлайн-конференции министра занятости, труда и миграции области Соколовой Натальи Юрьевны.
Тема конференции: «Трудоустройство инвалидов», однако, читателям не возбраняется задать министру любой интересующий их вопрос.
Вопросы министру интернет-пользователи могут задавать до 18.00 30 июля 2013 года на сайте Saratovnews.ru. Ответы от главы ведомства будут опубликованы 31 июля.
Внимание! Все вопросы проходят премодерацию.
Досье.
Соколова Наталья Юрьевна, министр занятости, труда и миграции области, родилась в г. Вольске.
В 1990 г. окончила Балашовский государственный педагогический институт.
В период с 1990 по 2004 годы работала преподавателем в педагогическом колледже г. Вольска, помощником депутата Саратовской областной Думы, исполнительным директором РОПД «Любимый край», руководителем аппарата Вольского муниципального собрания.
С февраля 2004 года по апрель 2012 года возглавляла государственное казённое учреждение Саратовской области «Центр занятости населения г. Вольска».
С апреля 2012 года по настоящее время – министр занятости, труда и миграции Саратовской области.
Курирует вопросы реализации государственной политики в сфере занятости населения, трудовых отношений и трудовой миграции на территории Саратовской области.
Уважаемый Григорий Викторович! Конечно, некоторые недостатки и недочёты, к сожалению, иногда случаются, но они, к счастью, носят ситуативный, несистемный характер.
Наши результаты, достижения – они в цифрах, и здесь всё объективно: программы вполне успешно реализуются, рынок труда стабилен.
Пожалуй, это главное доказательство компетентной работы министерства.
Уважаемый Андрей, китайская пословица гласит «Человек, не умеющий улыбаться, не должен заниматься торговлей».
Несомненно, каждый молодой человек, ищущий работу, оказывается на рынке труда. Рынок труда – это место встречи спроса и предложения. Молодой человек, как продавец, ищет покупателя своих знаний и умений, т.е. работодателя, представляя себя в наиболее выгодном свете. Степень конкурентоспособности специалиста определяет его соответствие требованиям и ожиданиям работодателя. При обращении к работодателю Вам необходимо дать ту информацию, которая убедит его, что ваш товар лучше всего удовлетворит его потребности. При этом большое значение имеет Ваше внутреннее убеждение, исходя из которого, Вы начинаете действовать.
Существуют две неполезные установки, которые мешают человеку достичь успеха в ситуациях трудоустройства: «Меня все равно не примут» и, встречаясь с самым минимальным препятствием, он не пытается сообразить, как его обойти, а сразу говорит: «Я же знал, что меня не возьмут! Цель недостижима!», загоняя тем самым себя во внутреннюю ловушку. Наиболее эффективная и полезная установка основана на объективном анализе ситуации и логике: «Меня обязательно возьмут на работу, если я докажу работодателю свою полезность и нужность, продемонстрирую свои позитивные профессиональные и личные качества». Именно это убеждение в наибольшей степени учитывает реальное положение вещей, и потому, опираясь на него, можно с наибольшим успехом выполнять все последующие действия.
Приступая к поиску работы, Вы должны быть уверены, что действительно хотите начать трудовую деятельность.
Кроме того, если помимо профессионализма, Вы обладаете способностью изменять собственное поведение в зависимости от условий, диктуемых социальной средой, свободно входить в социальные и профессиональные группы людей и исполнять разные социальные роли, процесс Вашего профессионального и личностного становления будет проходить легче, и Вы гораздо быстрее достигнете положительных результатов в деятельности.
Специалисты считают, что нормально, если на десять обращений Вы получите только одно приглашение на интервью, из десяти собеседований – одно приглашение на работу.
Более подробную информацию о том, какие существуют правила поведения на рынке труда, позитивного влияния на мнение работодателя и как правильно преподнести себя при заполнении резюме, собеседовании с работодателем Вы сможете получить, обратившись к профконсультанту в центр занятости населения по месту Вашего проживания.
Также приведу Вам статистические данные, чтобы наглядно продемонстрировать работу службы занятости с выпускниками.
С начала
С начала 2013 года в органы службы занятости населения обратился 351 выпускник, на постоянную работу трудоустроен 121 выпускник учреждений профессионального образования, 69 выпускников направлено на профессиональное обучение профессиям, конкурентоспособным на рынке труда; трудоустроено с оказанием материальной поддержки в рамках программы «Первое рабочее место» – 28 выпускников.
Возможной альтернативой трудоустройству для выпускников является организация предпринимательской деятельности с финансовой и организационной помощью органов службы занятости населения. На 15 июля
В нашей области действует Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», помогающий трудоустройству граждан с инвалидностью.
Если человек ищет работу, то может обращаться в центры занятости населения, расположенные по месту его регистрации. При обращении в службу занятости населения граждане, относящиеся к категории инвалидов, предоставляют индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. В соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы специалисты службы занятости осуществят поиск подходящей работы из банка вакансий центра занятости. В случае отсутствия вариантов подходящей работы для инвалида будет рассмотрена возможность трудоустройства на специально оснащённое рабочее место по имеющемуся заболеванию в рамках областной целевой программы «О дополнительных мероприятиях по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места на 2013 год».
Уважаемая Ольга! В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах
или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Необоснованный отказ соискателю в приёме на работу может
иметь серьезные правовые последствия.
Чаще всего за подобное нарушение трудового законодательства работодателя привлекают к административной ответственности.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей
(в частности, игнорирование требования кандидата письменно
сообщить причины отказа в приёме на работу) каждый работник,
в том числе руководитель организации, может быть привлечен
к дисциплинарной ответственности в порядке, определенном ст. ст. 193, 195 Трудового кодекса РФ.
Если суд признает, что соискателю отказано в трудоустройстве по дискриминационным основаниям, работодателя могут обязать компенсировать ему моральный вред и возместить материальный ущерб.
В случае нарушения трудовых прав Вам необходимо обратиться
в Государственную инспекцию труда в Саратовской области по адресу:
Добрый день, Елена! Очень отрадно, что Вы беспокоитесь о профессиональном будущем своего ребёнка, заранее готовите его к сложным трудовым будням.
Хочу отметить, что информацию о свободных вакансиях Вы можете найти на сайте Федеральной службы по труду и занятости www.rostrudinfo.ru, информационном портале Федеральной службы по труду и занятости www.trudvsem.ru.
С целью временного трудоустройства Ваш сын может обратиться в центр занятости населения по месту жительства. С адресами и контактными телефонами центров занятости Вы можете ознакомиться на сайте министерства занятости, труда и миграции Саратовской области www.mintrud.saratov.gov.ru в разделе «Центры занятости населения».
По вопросу содействия в трудоустройстве Ваш сын также может обратиться в студенческое кадровое агентство по месту обучения.
Добрый день, Галина Анатольевна! Порядок использования труда таких работников регулируется главой 49 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 310 Трудового кодекса РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем, либо приобретаемых надомником за свой счёт.
Порядок и сроки обеспечения надомников сырьём, материалами
и полуфабрикатами, расчётов за изготовленную продукцию, возмещения стоимости материалов, принадлежащих надомникам, порядок и сроки вывоза готовой продукции определяются трудовым договором.
На надомников распространяется действие трудового законодательства
и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Расторжение трудового договора с надомниками производится по основаниям, предусмотренным трудовым договором.
В случае нарушения трудовых прав Вам необходимо обратиться
в Государственную инспекцию труда в Саратовской области по адресу:
Уважаемый Николай! Органы местного самоуправления вправе принимать участие в организации и финансировании:
проведения оплачиваемых общественных работ;
временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (ст. 7.2. Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Органы местного самоуправления также ежегодно принимают постановления о резервировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (ст. 25 п. 1 абзаца 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Уважаемый Алексей, такую статистику наше министерство не ведёт, ибо мы не занимаемся оперативно-розыскной деятельностью и не обладаем контрольно-надзорными функциями.
В первом полугодии 2013 года за содействием в трудоустройстве обратились 1232 инвалида, из них при содействии службы занятости населения на постоянную работу трудоустроено 425 инвалидов или 34,5%.
В приоритетном порядке гражданам с инвалидностью предоставляется возможность участия в специальных программах активной политики занятости. По программе временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы с оказанием материальной поддержки трудоустроено 145 инвалидов. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 46 граждан с инвалидностью. Финансовую помощь на открытие собственного дела в текущем году получили 7 инвалидов (в сумме 60,8 тыс. руб.).
В рамках программы дополнительных мероприятий на оснащённые рабочие места трудоустроен 41 инвалид.
В первом полугодии 2013 года государственные услуги по профессиональной ориентации получили 1000 инвалидов, услуги по социальной адаптации – 248 граждан с инвалидностью, психологическую поддержку – 390 инвалидов или 61,4% из числа инвалидов, состоявших на учете в службе занятости.
Важным фактором профессиональной реабилитации для безработных инвалидов является организация профессионального обучения, переобучения на базе образовательных учреждений Саратовской области. В первом полугодии текущего года на профессиональное обучение специальностям, востребованным на рынке труда, направлено 60 безработных инвалидов.
Граждане с инвалидностью могут самостоятельно осуществлять поиск работы, с этой целью на официальном сайте Министерства www.mintrud.saratov.gov.ru в разделе «Содействие занятости граждан с инвалидностью» ежемесячно размещается банк вакансий для инвалидов.
Если Вы в настоящее время испытываете трудности в трудоустройстве, то можете воспользоваться всем спектром государственных услуг в сфере занятости населения. Для этого Вам необходимо обратиться в центр занятости населения по месту Вашей регистрации, предоставить паспорт и индивидуальную программу реабилитации, выданную службой медико-социальной реабилитации в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. При отсутствии вариантов подходящей работы имеется возможность специально для Вас оснастить рабочее место в рамках программы дополнительных мероприятий.
У наших уважаемых партнёров (ГИТ) есть замечательные рычаги и механизмы воздействия на нерадивых работодателей. Таких возможностей наше министерство, к сожалению, не имеет, ибо мы не являемся контрольно-надзорным органом. А одними рекомендациями, увещеваниями восстанавливать справедливость, нарушенные трудовые права граждан, поверьте, очень сложно! Именно поэтому мы с инспекцией по труду «обречены» на сотрудничество и взаимодействие. Мы профилактируем, они лечат. Мы – щит, они – меч!
Уважаемый Иван, наше министерство заключило соглашения о совместной деятельности по содействию трудоустройству инвалидов с Саратовской областной организацией общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов». Отделом содействия занятости населения Октябрьского района города Саратова заключено соглашение с ГАОУ НПО СО «Саратовское профессиональное училище – интернат для инвалидов». В рамках соглашений осуществляется межведомственная работа, в том числе по информированию об услугах службы занятости населения, специальных программах, вакансиях, результатах проведения мониторингов среди работодателей и инвалидов.
С участием представителей общественных организаций инвалидов проводятся различные мероприятия (ярмарки вакансий, «социальные гостиные», «круглые столы»).
Уважаемая Ника, в 2013 году рабочие места для граждан с инвалидностью создавались. Так, например, в г. Саратове созданы специальные рабочие места бухгалтера и менеджера в ООО «Парус» для инвалидов по зрению 1 группы; в Татищевском районе в ООО «КомСервис» оснащено рабочее место инженера для инвалида 3 группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата; в Советском районе в ООО «Бирлик» создано специальное рабочее место оператора ПК на дому для инвалида с детства 2 группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата и др.
Да, Вы не ошиблись. В этом году наше министерство внесло изменение в долгосрочную областную целевую программу «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012-2014 годы, предусматривающее мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов на рабочие места, выделенные работодателями сверх установленной квоты. В рамках данного мероприятия работодателям в течение трёх месяцев будут возмещаться затраты на оплату труда трудоустроенных инвалидов в размере минимального размера оплаты труда с учётом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Также с учётом опыта регионов и в связи с изменением федерального законодательства министерством внесены изменения в закон Саратовской области от 28.02.2005 № 20-ЗСО «Об установлении квоты для приёма на работу инвалидов», которые позволят расширить права работодателей, предоставив им возможность добровольного выбора способа выполнения своих обязанностей в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Расширится перечень организаций (со среднесписочной численностью работающих от 35 чел. и выше), которые обязаны квотировать рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В настоящее время проекты положения и закона проходят согласование в Правительстве Саратовской области.
Кроме того, в первом полугодии 2013 года Министерством внесены предложения в проект областной целевой программы «Доступная среда» на 2014-2016 годы о включении в неё мероприятия по обеспечению информационными материалами по вопросам занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Уважаемая Илена, тема трудоустройства граждан с инвалидностью обозначена в качестве приоритетной в майских Указах Президента РФ, к тому же граждане с инвалидностью являются наиболее уязвимой категорией на рынке труда. Про другие категории граждан, испытывающих определённые сложности при трудоустройстве, мы ни в коем случае не забываем, и планомерно освещаем нашу работу с ними в средствах массовой информации.
Уважаемый Влад, если работодатель самостоятельно трудоустраивает инвалида на своё предприятие, то никаких льгот при этом не предусмотрено.
Если же работодатель трудоустраивает гражданина с инвалидностью при содействии центра занятости, то существуют два варианта компенсаций:
при оборудовании (оснащении) рабочего места работодатель получает субсидию от службы занятости в размере 66,2 тысячи рублей;
при трудоустройстве инвалида сверх установленной квоты работодателям в течение трёх месяцев возмещаются затраты на оплату труда трудоустроенных инвалидов в размере минимального размера оплаты труда с учётом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в настоящее время данное положение находится на рассмотрении в Правительстве Саратовской области).
Интересно, активно, перспективно, в общем – нравится!
По результатам оценки можно выделить направления деятельности, неблагоприятно влияющие на эффективность расходов, дать характеристику нарушениям и недостаткам, повлекшим снижение эффективности, что позволит в последующим выработать рекомендации по их устранению.
Уважаемый Сергей, методика оценки эффективности и результативности областной целевой программы "Содействие занятости населения" включает:
- оценку степени достижения целей и решения задач программы;
- оценку степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального и областного бюджетов;
- оценку степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
1. Оценка степени достижения целей и решения задач программы в целом определяется как отношение фактического значения выполнения мероприятий программы к плановому значению, предусмотренному в программе, в процентах. Значение показателя, превышающее 100%, свидетельствует о высокой степени эффективности реализации мероприятия программы.
2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета определяется как отношение фактического объема финансовых ресурсов, направленного на реализацию мероприятий программы к плановому объему финансовых ресурсов на реализацию программы.
3. Степень реализации мероприятий программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) определяется на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий программы по годам.
По результатам оценки можно выделить мероприятия, неблагоприятно влияющие на эффективность расходов, дать характеристику нарушениям и недостаткам, повлекшим снижение эффективности, что позволит в последующем выработать рекомендации по их устранению.
По итогам первого полугодия мероприятия областной целевой программы «Содействие занятости населения» обеспечены финансированием и выполнены в полном объеме.