Главная / Культура / Капкаев и Лонгин посмотрели в лица коронованным особам

Капкаев и Лонгин посмотрели в лица коронованным особам

09 октября 2013 - 09:47

Вчера, 8 октября, в Радищевском музее Саратова состоялась презентация действующей выставки "Династия Романовых в портретах и реликвиях", приуроченная к 400-летию царского дома Романовых в рамках социокультурного проекта "Под Высочайшим покровительством".  Презентацию посетили спикер Саратовской областной думы Владимир Капкаев с коллегами Татьяной Ерохиной и Алевтиной Лосиной, митрополит Лонгин, представители министерства культуры.  Атмосферу создал Губернский театр хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой. Певцы исполнили несколько духовных произведений для хора – в том числе, на стихи К.Н. – великого князя Константина. На открытии высокие гости говорили о важности сохранения исторической памяти и спешили завершить речь, чтобы увидеть выставку.

Основу экспозиции составил зал русского искусства XVIII века с мощной доминантой – несколько лет назад отреставрированной картиной Мартина Квадаля, изображающей коронацию Павла I. Эта картина в свое время не понравилась монарху изъянами композиции: ближе всех к зрителю оказались запечатлены те находившиеся дальше всех от монаршей особы, полуопальные дворяне, в том числе – братья Зубовы, которые впоследствии станут убийцами Павла, чего художник знать еще не мог. При этом сам Павел, члены его семьи и ближайшие друзья изображены бледно и мелко. Император не захотел оставлять картину у себя подарил ее Куракину, а тот привез в свое саратовское имение. Сейчас картина оценена по достоинству, тем более, что в ней заключена некая тайна. Один из Зубовых, единственный в толпе, изображен смотрящим прямо на зрителя: в этом видят мистическое совпадение.

Не менее интересны картины-"гостьи", привезенные из Государственной Третьяковской галереи и Русского музея. Удивительную пару составляют портреты Елизаветы Петровны, дочери Петра I и будущей императрицы. На картине Луи Каравакка будущая правительница изображена в мужском костюме: этот стиль ей нравился куда больше женских платьев. На этой картине Елизавета весьма миловидна и весело щурится. Луи Токе изобразил девушку абсолютно иначе, в полном коронационном облачении – разумеется, женском. Трудно подумать, что перед нами один и тот же человек, тем более что различается даже цвет глаз. Глядя на Елизавету, вышедшей из-под пера Токе, совсем не удивляешься тому факту, что она заключила в тюрьму своего предшественника, малолетнего Иоанна VI, а затем подослала к нему убийц. Его портрет висит в том же зале.

Любопытно сравнить изображения двух жен Петра I: Евдокии Лопухиной и Екатерины I. Несмотря на то, что между ними не должно быть ничего общего (первая – русская дворянка и нелюбимая жена, вторая – безродная немка, с которой императора связывало настоящее чувство), женщины неуловимо похожи. Объединяет их и полнота, которую в наше время сочли бы нездоровой.

Также на первом этаже музея открылась экспозиция, посвященная старинным фотографиям Поволжья и путеводителям времен царской России. В числе других экспонатов - рисунки основателя музея Алексея Боголюбова.

На этих выставках любитель истории найдет еще немало интересного. Она открыта до 2 февраля 2014 года по адресу: Радищевский музей, ул. Радищева, 39. Цены на билеты можно узнать по телефону 26-16-06.