Вчера в саратовском музее им. Радищева открылись две выставки старинных рисунков и акварелей. Они занимают два зала на втором этаже строго корпуса на улице Радищева, 39. Экспозиция "Старые мастера" знакомит с европейской графикой XVI – XVIII веков, вторая – с работами русских художников XIX – XX веков. И та, и другая собраны из запасников музея.
Коллекция рисунков старых европейских мастеров включает листы большинства ведущих школ – немецкой, французской, голландской, фламандской, но в первую очередь – итальянской. В его собрании есть и жанровые сцены, и причудливый анатомический этюд, и множество вариаций на библейские сюжеты, и упражнения в изображении барочных архитектурных форм, изолированных и помещенных в пейзаж. "Ядро" составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых (поступление 1922 года). Шедевром признан лист "Танец" венецинца Джованни Доменико Тьеполо. За танцем тощей беззубой старухи наблюдают богато наряженные зеваки, больше похожие на карикатуры, чем на живых людей, и одна из зрительниц кокетливо отворачивается, прикрывшись веером.
Также в зале представлены фрагменты собрания историка искусства и археолога Адриана Прахова (1846-1916), поступившие в 1966 от его потомков, и вклад, сделанный в 1924 году музеем при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Отсюда родом "Изгнание из рая" Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи.
Во втором зале представлено пестрое собрание акварельных эскизов к картинам и театральным декорациям ("Евгений Онегин", "Кармен"), пейзажей (Нижний Новгород. Венеция) и т.д. Особое внимание привлекает небольшой лист работы Александра Бенуа "На берегу пустынных волн" (1916). Это иллюстрация к пушкинскому "Медному всаднику", перекликающаяся со знаменитой работой Валентина Серова "Петр I" (1907, Третьяковская галерея). Петр также изображен вместе с придворными на пустынном берегу Невы, и точно также ветер и дурная погода заставляют всех, кроме царя, отворачиваться и придерживать шляпы.
Выставка открыта до 23 марта в часы работы музея. Вход – по билетам на основную экспозицию старого корпуса. Подробности можно узнать по телефону 26-16-06.