Сегодня в Радищевском музее Саратова открылсь выставка "Ростовская финифть XVIII - XXI веков: от иконы до украшения" из фондом государственного музея-заповдника "Ростовский кремль" (Ярославская область).
На эксозиции представлено более 200 предметов; большинство выполнено в технике "живопись по эмали", которая в России традиционно называлась финифтью. Этот промысел стал развиваться в Ростове Великом с XVIII века благодаря иконописным мастерским, находясь под влиянием различных эмальерных центров - киевских, троицких и московских. На выставке представлены комплексы миниатюр - дробинниц - с московских литургических предметов: потира и дарохранительницы. Самыми ранними на выставке являются миниатюры с дарохранительницы 1780-х годов: "Тайная вечеря", "Несение креста" и "Моление о чаше".
В XIX веке ростовский промысел существовал за счет продажи самых дешевых миниатюрных икон, несовершеннх по качеству письма. Они оказались более востребованными, чем профессионально выполненные качественные иконы. "Ширпотреб" покупали паломники и увозили с собой во все провинции Российской империи. Серебряный век тоже нашел свое отражение в роствоской технике: на выставке представлен уникальный памятник с изображением лесного пейзажа начала XX века.
В советское время в технике ростовской финифти изображали вождей, а затем мастерские в Ярославской области стали заниматься производством дорогой бижутерии и ювелирных изделий. Эмалевые украшения ценились наследниками "стиляг" в 60-е годы так же дорого, как импортные платья из кремплена - очень престижного, но совсем не комфортного для ношения синтетического материала. На выставке они и представлены в комплекте: платья и эмалевые колье.
Фабрика "Ростовская финифть" существует и сейчас. Она производит иконы и предмет культа, украшения - в том числе, современого европйеского дизайна, уникальную посуду и корпоративные сувениры.
Выставка открыта для посещения до 1 сентябя в историческом корпусе музея на улице Радищева. Стоимость билета - от 50 до 80 рублей.