Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Елена Елина на прошедшем заседании круглого стола поделилась наблюдениями о готовности абитуриентов к учебе в университете.
«Если говорить о выпускниках сельских школ, то здесь картина достаточно грустная. В общем потоке выдержавших конкурс процент сельских детей крайне низок. На бюджетные места бакалавриата в этом году было зачислено 216 выпускников сельских школ Саратовской области. Это 1939 бюджетных мест, чуть больше 11%. На коммерческие места – 81 выпускник, это 33% от коммерческих первокурсников».
Елина отметила, что не всегда ребята, которые заканчивали сельские школы, могут конкурировать с саратовскими. Вчерашний абитуриент из села очень быстро перенимает от городских сверстников манеру одеваться, молодежную пластику, речевые особенности. В первую очередь они овладевают жаргонизами – то есть не всегда лучшими признаками цивилизации. Внешне сельские ученики не выделяются, однако преодолевать специфику университетского формата им гораздо сложнее. Лишь 5% первокурсников готовы к университетскому типу занятий.
Елина набросала портрет современного абитуриента.
«В большинстве своем вчерашние школьники социально инфантильны, не готовы нести ответственность за поступки и принимать решения, не планируют свою недели и день. Домашние задания делаются за 5 минут до начала занятий из телефона, откуда не всегда идет качественная информация.
Они плохо владеют тремя главными академическими умениями: плохо читают, пишут и говорят. Первокурсники не используют интонации, не делают пауз, не понимают правила выразительного чтения. Не владеют навыками связной письменной речи», - объясняла руководитель проектов.
Первокурсники фотографируют слайды презентации, вместо того, чтобы разобраться в материале. Не умеют выполнять простейшие арифметические операции без использования калькуляторов. Зачем знать таблицу умножения, если есть калькулятор – говорят они. Ребята слепо доверяют интернету, не отличают качественные публикации от фейковых, не стесняются плагиата.
«В первые месяцы первого курса мы вынуждены обращаться к школьной программе, чтобы восполнять пробелы», - сетовала Елина.
Она предложила пути выхода из проблемной ситуации.
«Во-первых, университет готов активно взаимодействовать с министерством и участвовать в разработке программы по повышению качества подготовки учителей. Во-вторых, мы открываем виртуальный педагогический класс, куда уже записалось 200 детей», - подчеркнула Елина.