9 сентября в 17.00 в Доме Павла Кузнецова состоится открытие экспозиции «СТЕПЬ» в рамках третьей лабораторной работы проекта «Дом-лаборатория. Музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента».
«Для нас Восток навсегда ассоциирован с Прошлым: далеким, забытым, а значит таинственным и даже мистическим. Желание прикоснуться к тайне было всегда: массовое, модное, когда живописцы покидали уютные кафе, а художественные салоны заполнялись сценами из экзотической восточной жизни, – писал Павел Кузнецов. – И эти таинственные дали неудержимо влекли меня изведать, что за природа открывается там, что за народ ее населяет, какой своеобразный быт меня ожидает… Я взяв с собой брата переправился через Волгу и, сев в поезд, доехал до станции Таловка, пересел в телегу и углубился на сто пятьдесят верст в глубь степей».
Восток Кузнецова – это случившаяся «неведомая прежде реальность», возникшая на пересечении художника с Местом. Восток «раскрыл» художника, подействовав на него как волшебный эликсир, обострив дремлющие чувства и творческие желания. «Работа в заволжских степях дала мне возможность уйти от схематизма, оторванности от жизни, которую я нашел удивительно изменяющейся в миражной и монументальной природе Киргизии …», – писал Кузнецов.
Павел Кузнецов кочует по степям вместе с киргизами, живет в кибитках и каждый день наблюдает их быт. Но «степные» работы не натурны, художник «не срисовывает, а конструирует», как точно определила Наталья Гончарова свою восточную тему, «когда все случайное отпадает, а недостаточно выразительное преобразовано в законченное и совершенное». Холсты, с пасущимися овечками, неспешными людьми за привычными ежедневными делами, юрты утром и вечером, верблюды, удивительные миражи, становятся идеальными картинами жизни таинственного народа. Равновесие реального и возвышенного подчеркивается определенным ритмом, четким контуром, контрастными красками, монументальностью, тяготеющей к фреске.
«Мир киргизских степей потянул меня ощутить истоки их культуры – Самарканд, Бухара, – что дало мне возможность обострить и углубить свое художественное восприятие в области солнечного живописного звучания».
Итог путешествий по степи и Средней Азии – десятки живописных работ, две серии графических альбомов, выставки, после которых на художника обрушивается вторая волна славы, выдвинувшая его на авансцену русского ориентализма, интерес и одобрение зрителей, внимание критиков, спрос коллекционеров.
Итог лабораторной работы №3 «Степь» – «Киргизская сюита. Вариации» художника Евгения Стрелкова (Нижний Новгород).
Авторы экспозиций «САД» и «ПАРК» вдохновлялись четко обозначенными географическими территориями, в первом случае – саратовский сад Иллариона Бабушкина, во втором – крымский парк Новый Кучук-Кой. «СТЕПЬ» же раскинулась намного шире не только географически, но и смыслово. Это и путешествие от Саратова до Бухары через заволжские земли, восточная философия, культура и быт, пустота и ясность, земля и небо, горы и среднеазиатская архитектура. Отсюда и долгая исследовательская работа, проведенная Евгением Стрелковым по изучению живописного наследия Кузнецова, документов и архивных материалов, связанных с его путешествиями. Отсюда и длинные подступы к теме, через персональный опыт (поездки и работа в Саратове, Казани, Болгаре), и большое количество задействованных автором художественных форм.
На экспозиции, которая занимает несколько музейных залов, представлены – графический проект, книга художника, аудиопроект, анимационный фильм, цикл стихов, которые по тонкому мановению автора превращаются в вариации на тему. Сам Стрелков уточняет, что занимает скромную позицию аранжировщика прекрасной сюиты, исполненной великим символистом в десятых годах двадцатого века.
В действительности же, как некогда большие художники, вдохновляясь своими коллегами или предшественниками создавали оригинальный авторский продукт, так и Евгений Стрелков создал совершенно «новую мелодию».
«Киргизская сюита. Вариации» – это выставка-вдохновение, выставка-оммаж, выставка – поклон великому художнику!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея.