Монетизация льгот сократила возможности льготников
Несмотря на неблагополучную среду и растущую смертность, количество льготников не сокращается. И это, видимо, раздражает хранителей бюджетных средств. А возможности бюджетов, всем известно, не велики. Дабы уберечь страну от разорителей-льготников и провели пресловутую монетизацию?
Ведь у чиновников нет ни сил, ни воли, ни возможности выделять большую часть бюджетных средств на нужды населения, так как не могут отказаться от своих привилегий и льгот, которые забирают и забирают половину запасов страны, края, губернии, в общем, того самого бюджета, который, по меткому выражению местных властителей, не резиновый. Желание-то любить простой народ у них есть, а выражать любовь наши чины могут только на словах. И как тут при монетизации не воспользоваться моментом и не отщипнуть у рядовых граждан часть льгот, чтобы не расстаться со своими?
Конечно, граждане почувствовали, что их обобрали, а где, в какой момент, некоторые до сих пор понять не могут. И мучаются, нравственно терзаются. Беда да и только… Например, льготники до сих пор не могут понять, что им урезали право на льготное передвижение. Особенно никак этот момент для себя не прояснят ветераны труда России, те, которые значатся в федеральном законе о ветеранах. Они думают, что все осталось по-прежнему, хотя бы в пределах губернии могут разъезжать бесплатно, то есть по купленным ими льготным проездным. Ничего подобного, не для того проведена монетизация…
Прежде чем расскажу некрасивую историю, очевидцем которой я стал, опишу один случай. Со мной. Добираюсь на работу на нескольких маршрутах. И вот выбегая из маршрутки, спешу к троллейбусу № 1, который притормозил у светофора. Как вы понимаете, троллейбус отошел от остановки, но его остановил красный свет. Дверь у водителя была открыта (не задыхаться же при такой-то жаре!), а в салон, как полагается, дверь закрыта. Подбежав к открытой двери, спрашиваю у водителя, нельзя ли войти в салон? Женщина отвечает: «Если с проездным, то нельзя». В знак солидарности со льготниками, поворачиваюсь к ней спиной, хотя никаких проездных нет, плачу живьем. Водитель, конечно, не должна была в данном случае впускать в салон, даже пусть сей пожилой человек под жарким солнцем, дожидаясь следующего троллейбуса, получит солнечный ожог. Она права, но при чем тут наличие проездных? Что за дискриминация граждан? Значит, если без проездного, за плату живьем, троллейбус или что угодно остановится когда угодно и хоть посреди дороги? Надеюсь, что нет. Меня задела та самая пренебрежительность, чуть ли не брезгливость к носителям проездных билетов. Отношение к льготникам именно такое. И это отношение, что называется, спущено сверху по вертикали, а затем раздуто следующими низшими структурами уже по горизонтали.
За перевозку льготников компенсации получают перевозчики недостаточно. С кондукторов требуют план. А как его дать, этот план, который не учитывает, что по тем же маршрутам ходят маршрутки, ходят чаще, а значит, те, кто платят, садятся в них. А троллейбусы с трамваями возят в основном льготников, у которых проездные. Отсюда и чуть ли не ненависть к последним. А если и культура ниже плинтуса свинарника, то поездка для льготника может адом обернуться. Замучают проверками. Чуть ли не на каждой остановке заставляют опять рыться в сумке и показывать документы. И этим издевательством компенсируют свой ущерб и ущербность.
Так получилось, что буквально в тот же день я ехал на троллейбусе того же маршрута, и наблюдал сценку. Женщина (как потом выяснилось, жительница Энгельса) направлялась в 9-ю горбольницу. Села у почтамта и тут же спохватилась, что села не на энгельсский транспорт, а проездной ею куплен именно по месту проживания. «Действует ли проездной?» — спросила у кондуктора. Та ответила, что нет. В разговор вступили пассажиры. Очень нервно вступили. Одна из пассажирок назвала льготницу из Энгельса наглой. Настроение было испорчено у всех. К консенсусу не пришли. Каждый остался при своем мнении. Кондуктор приняла нейтральную позицию. Ограничившись завершающей разговор фразой: «Женщина, я разве с вас спрашивала деньги за проезд? Нет. Езжайте…»
Однако вопрос остался открытым: почему ветеран труда не может пользоваться льготным проездом в городах не только своей страны, но и губернии, в которой он живет? Если следовать сомнительной логике кондуктора, то можно ограничить льготников местами прописки, регистрации. Живет ветеран, скажем, в Кировском районе — пусть по нему льготно и разъезжает. Сел у СХИ, доехал до Сенного, а как трамвай или автобус переедет границу Фрунзенского, пусть ветеран платит 10 рублей. Причем в течение одной остановки. Тем не менее компенсации за провоз льготников поступают из одного бюджета. Распределяются согласно таким расчетам, в которых не учитывается регистрация граждан. Так кто же все-таки наглеет под прикрытием монетизации льгот?
Требуйте в ответ ссылку на законы и акты. И вот почему…
Редакция обратилась за разъяснением спора между кондукторами и «чужими» льготниками в министерство социального развития области. Думается, официальный ответ, позиция областной власти заинтересует большинство читателей. Ответ публикуем без купюр.
«С 1 марта 2005 года на территории области введены социальные месячные проездные билеты для проезда транспортом общего пользования следующих видов:
— в городском электрическом транспорте,
— в автобусе городского сообщения,
— в автобусе пригородного сообщения.
Стоимость социального месячного проездного билета на каждом виде транспорта составляет 50 руб.
В соответствии с действующим законодательством (постановление правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 г. № 122-П «О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан», закон Саратовской области от 26 декабря 2008 г. № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области»), социальные месячные проездные билеты для проезда в автобусах городского сообщения для региональных льготников действительны на территории всей области. Льготники, приехавшие из районов области, где нет городского электротранспорта (трамваи, троллейбусы), приобретают в другом городе билеты на соответствующие виды транспорта самостоятельно.
Вопросы обеспечения социальными месячными проездными билетами и контроля над их применением, относятся к компетенции министерства транспорта и дорожного хозяйства области. Если возникает вопрос в отказе льготнику в бесплатном проезде по социальному месячному проездному билету, необходимо обращаться в министерство транспорта и дорожного хозяйства области, указывать номер маршрута, дату поездки».
Пожалуй, никаких комментариев и быть не может. Кондукторы и водители (надеемся, их немного) вводят в заблуждение ветеранов и прочих льготников, чтобы взять «живую денежку» на нужды своих предприятий и для выполнения плана.
Предприятия, думается, такая позиция — пополнение доходной части — очень даже устраивает. И в случае обнаружения незаконных действий вряд ли последует хоть какое-то наказание. Однако было бы очень неплохо, если министерство транспорта области потребует от всех руководителей подведомственных предприятий, иных перевозчиков наших льготников, чтобы в салонах были вывешены не только обязанности пассажиров, но и права льготников. Думается, количество жалоб и обращений ветеранов, с которых требуют незаконную плату или предлагают оплатить проезд и укоряют за отказ, будет меньше. А то и вовсе исчезнут. Причем данный порядок распространяется и на региональных льготников, например ветеранов труда Саратовской области.
Та женщина, которая назвала льготницу из Энгельса «наглой», продемонстрировала и свое невежество, и свою низкую культуру. Как известно, по отношению к старшим мы судим и об обществе в целом, и о конкретном человеке. Обидно, что мы позволяем себе высказываться грубо и оскорбительно в адрес людей, которые действуют в соответствии с законодательством страны.
Становится опасной привычкой укорять тех, кто прав, а следование законам называть наглостью. И куда нас заведет подобная позиция? Думается, будет ошибкой, если мы к подобным ситуациям и отношениям отнесемся поверхностно, не так ли?
К тому же не следует забывать, что из-за монетизации льгот ветераны и без того несут потери. Ведь сумма компенсации за проезд явно меньше той, которую реально вынуждены платить льготники. На многих городских маршрутах ходят маршрутные такси, где социальные проездные не действительны. А иного транспорта просто нет. При этом стоимость проезда дорожает ежегодно, а ветераны труда как получали 400 рублей, так и получают, хотя и плата за телефон и радио весьма увеличилась с 2005 года.
Станислав Шалункин