Алексей Слаповский: «Любовь — единственное средство не думать о себе!»
Его имя стоит сегодня одним из первых в перечне талантливых и успешных людей, подаренных Саратовом России. Его знают как автора сценариев телесериалов «Участок», «Остановка по требованию», «Пятый угол», телефильмов по собственным книгам «Я — не я» и «Синдром феникса». В театрах от Стокгольма до Сиднея и от Калининграда до Владивостока идут его пьесы.
В книжных магазинах каждый год появляются новые книги его прозы, из которых мне хочется отметить необычный по сюжету роман «Первое второе пришествие», заставляющий задуматься о том, что есть человек, «Пересуд» и только что вышедший роман «Большая книга перемен».
Когда я поинтересовалась, что думает писатель о любви, получила ответ: «Все свои мысли на эту тему выражаю в романе, который сейчас пишу». Побывав в Москве, я имею честь передать через «МК» в Саратове» от Алексея Слаповского привет саратовцам и его поздравления родному городу.
— По вашему роману «Пересуд» планировали снять фильм.
— Это будет телевизионный художественный фильм. Я насмотрелся прокатного отечественного кино и понял, что с ним большие проблемы. Нет индустрии – нет качества. Возможностей на телевидении сейчас, как ни странно, больше, чем в кино, которое теперь у нас либо коммерческое, либо сугубо авторское, где сценарист — человек далеко не главный. Творческие амбиции автора могут сейчас быть реализованы лучше именно на телевидении.
Продюсеры будущего фильма оказались удивительно понимающими людьми. Они мне вдруг сказали: «Нам хочется психологии, а не по мелочам». Это так редко по нынешнему времени! От малейшего усложнения героев нынче продюсеры открещиваются как от чумы. Я обрадовался такому подходу и с удовольствием согласился на этот проект.
А вскоре, если ничего не случится, начнем с Сергеем Пускепалисом делать фильм с рабочим названием «Клинч». По моей пьесе, он – режиссер. Главная задача – снять хорошее кино. Не плоское, не скучное, серьезное, но чтобы увлекало.
Не люблю выдуманные понятия «другое кино», «авторское кино». Кино снимается для людей: умных, глупых, разных. Особенно меня удивляет, когда говорят: «Мы хотим снять фестивальное кино». Еще не запланированы фестивали, но они уже все просчитали. Даже завидно. На самом деле фестивали не цель, а результат.
— А как с фильмом по книге «Первое второе пришествие»?
— Сложно. Побаиваюсь момента начала работы. Иногда думаю: а хорошо ли вообще, что книги экранизируются? Мне раньше казалось, что хорошо, ведь это популяризация книг. Сериал «Идиот» или «Собачье сердце» — почти эталон экранизации. Но это бывает в пяти случаях из ста.
У меня три профессии. Основная, главная — прозаик, вторая — драматург, и только в-третьих я — сценарист. Поэтому имею возможность их сравнивать. Самая независимая — писатель. В этом качестве я независим ни от кого, кроме умных редакторов, на которых мне везет. Драматург зависим от того, как театр интерпретирует его пьесу. Пьеса может быть замечательна в чтении, но постановка обернется провалом. Тогда сидишь в зале и думаешь: «Какую же дрянь я написал!» А бывают, наоборот, неожиданные открытия в своих собственных пьесах. Спектакли могут поставить по-разному в разных театрах и городах. А вот сценарий для фильма — вещь одноразовая, тут уж как сняли, так и сняли. Поэтому самая зависимая из этих профессий — сценарист. С этим трудно мириться, но это факт.
— Что вы испытываете, когда смотрите сериалы, снятые по вашим сценариям?
— Я обычно абстрагируюсь от собственного текста. Для меня важнее работа режиссера и артистов. Сказать, что я испытываю от этого чрезвычайные эмоции, нельзя. Для меня работа заканчивается в тот момент, когда дописал сценарий. Меня волнуют образы, буквы, слова. А фильм как конечный вариант — это уже не мое детище, а режиссера, продюсера, актеров, осветителей, звукооператора. А вот как писатель я часто думаю: лучше бы люди вместо телевизора книги читали!
— Мне кажется, что многие поклонники сериалов книг вообще не читают. У них другой образ мышления.
— Бывает по-разному. Я и сам могу посмотреть сериал. Особенно мне нравится американский сериал «Женаты, с детьми». Из него сделали аналог, далекий от нашей жизни. А вот оригинал мне нравится. Комичный, веселый и не такой уж простой. Помню, когда-то с удовольствием посмотрел несколько серий «Санты-Барбары», и знаете почему? Мне нравились прически и макияж женщин 80-х годов. Они все были такие красивые, так следили за собой! Я смотрел на эту заманчивую картинку, и мне было абсолютно все равно, о чем там они говорят и спорят.
— Что вам интересно читать?
— Это не такой простой вопрос, как кажется. Потому что литература — ведь для чего она? Там должно быть про жизнь и про смерть.
— А про любовь? Необязательно?
— Любовь уже дело второе! Часто любовь — просто украшение. На самом деле никто из больших писателей про любовь не писал. Возьмите Достоевского. Что, у него разве про любовь?
— А у меня от всей русской литературы ХIX века было ощущение, что вся она именно про любовь, что вся она утверждает: любовь — вот самое главное в жизни!
— Русская литература ХIX века, как и любая другая литература, о том, что у каждого человека есть представления о некой идеальной жизни. И каждый человек, если он адекватный, своей жизнью в какой-то степени недоволен. И слом происходит, когда человек пытается что-то сделать с той жизнью, которая ему кажется скучной, надоевшей, неправильной. То есть идеал — это небо, а жизнь — земля. Именно об этом вся литература. А вот что служит лестницей, по которой человек пытается вскарабкаться в иную реальность или действительность, — любовь, религия, у кого что, это… не то, что не важно, но, поверьте, к любви все не сводится. Любовь — это только средство. На самом деле никакой любви в классическом понимании этого слова нет.
— Вот это открытие! Вы закончили книгу, в которой выразили свое отношение к этому непонятному, загадочному, непостижимому чувству, и вот я слышу от вас, что любви нет?
— Я не хотел выразиться так категорично. Под словом «любовь», как правило, понимают обостренное половое влечение или еще что-нибудь в этом духе. Правильно, что сказки заканчиваются свадьбой, а после свадьбы уже ничего не показывают. Он ее полюбил, и из-за этого раскручивается некий сюжет. Но ведь дело не в этом! А в том, что человек хочет меняться. Без этого желания перемен, без этой потребности человек мертв. Мы меняемся каждый день. И мы хотим этого — осознанно или нет.
— Почему же тогда все сказки, которые передавало человечество из поколения в поколение, все песни — об этой самой любви?
— Люди просто не знают, как иначе назвать то, что с ними происходит. И употребляют то слово, которое привычно, которое на слуху.
— А как же платоническая любовь? Как объяснить случаи, когда, пережив смерть любимого, человек не вытесняет воспоминания о нем, а на протяжении многих лет не может ни забыть его, ни заменить? Или когда человек (неважно — импульсивно или же осознанно и обдуманно) жертвует своей жизнью ради того, чтобы спасти жизнь любимого человека? Разве все это можно объяснить «обостренным сексуальным влечением»?
— Когда мы говорим про любовь, то почему-то сразу думаем про любовь мужчины и женщины, срабатывает именно этот стереотип. Я же понимаю, что любовь — это единственное средство для человека не чувствовать себя…
— Одиноким?
— Конечно! Потому что, как бы мы ни крутили, но человек — единица автономная. Его Я, его Эго для него сильнее всего, что существует вокруг. И человек от этого рано или поздно устает. Он понимает, что это не совсем правильно. И действительно, это не совсем правильно. Посмотрите на сообщества растений. Бессмысленные существа умудряются корнями, стеблями, листьями проникать друг в друга. Для человека любовь — единственное средство не думать о себе. А думать еще о ком-то.
— Пусть я с ходу сейчас не могу вспомнить пример из русской литературы, где была бы выражена эта мысль одним предложением. Но вот в пьесе Оскара Уайльда, который гордился, что все философские системы умел воплотить в одной фразе, герой утверждает: «Любовь, а не немецкая философия, основа жизни. По крайней мере, нашей земной жизни!» Прокомментируйте, пожалуйста, эту мысль.
— Любовь как нечто векторное? То есть «я – кого-то?» Мысль красивая, но к этому все не сводится. На самом деле жизнь только тогда и интересна, когда твои эгоистичные устремления сталкиваются или смешиваются, или сопрягаются, или даже претворяются в устремления других людей. И это бесконечно радует. Ведь человек, как известно, — единственный в природе, кто способен (действительно способен, я это знаю!) почувствовать чужую боль. Вы никогда не видели фильмы BBC про животных?
— Мне понравился из этой серии фильм о кошках.
— Я посмотрел почти все фильмы, что они выпускали. Знаете, меня всегда поражают в них кадры, когда пантера, лев, короче, хищник нападает на стадо антилоп или других мирных животных, которые жуют траву. Он нападает на одно из них, терзает, раздирает, пожирает. А что же другие из этого стада? Когда уже миновала погоня, они абсолютно спокойны. Все уже произошло. Для них беда прошла стороной. Животное, пока не испугано, не понимает, что такое страх. Пока ему не вонзились в шею клыки или когти, оно не понимает, что такое боль. А вот человек наделен способностью представлять, что, если другому человеку слишком сильно сжать руку, тому будет больно. Это бесценнейшее качество, которое есть только у человека! Ведь это на самом-то деле и есть форма любви. Любовь — это дар воображения. Человеку дан дар воображать то, чего он сам не испытывает. Бывает иногда, что вы плачете, смотря печальные фильмы, а смотря веселые — смеетесь? А ведь лично вас придуманная и разыгранная кем-то ситуация никоим образом не касается! Это мы называем сопереживанием. И именно поэтому мы пересматриваем некоторые фильмы, по два-три-четыре раза перечитываем некоторые книги, «мурлычем» одни и те же песни. Если какого-то человека, как и любимую книгу, вам хочется увидеть во второй, а потом и в третий раз, значит, запахло чем-то, что люди облекают в слово «любовь». Вот и все!
Татьяна Лисина