В течение последних полутора-двух лет много происходит дискуссий, публикуются материалы в СМИ, связанные с оценками состояния бюджета области, роста заимствований, все чаще инициируемых правительством области. И хотя бюджет готовит правительство, но очень много в бюджетном процессе зависит и от позиции депутатов Саратовской областной думы.
Сегодня мы беседуем с председателем Саратовской областной думы. Секретарем регионального отделения партии "Единая Россия" Валерием Радаевым. Основная тема — эффективность использования бюджетных средств, мы также намерены выяснить, где же находятся резервы, с помощью которых область могла бы более рачительно использовать свою казну.
— Валерий Васильевич, очень хорошо, что в нашей области в последние годы возводятся весьма дорогостоящие объекты, ведется масштабное жилищное строительство. На это тратятся миллиарды федеральных и областных средств. Есть ли отлаженная система контроля над эффективностью вложения денег? Счетная палата области периодически информирует об имеющихся, на их взгляд, нарушениях при организации строительных работ. Ваше мнение о ситуации.
— Бюджетные деньги — это народные средства, и тратиться они должны с максимальной эффективностью. Это значит экономно и результативно. Вместе с тем, по информации Счетной палаты области, например, для осуществления контроля над строительными объектами, заказчиком по которым является комитет капитального строительства правительства области, казенное предприятие "Единая дирекция капитального строительства" получало из бюджета 2% от стоимости контролируемых строек. Как вы понимаете, это составляет многие миллионы рублей. Причем стоит отметить, органы власти на других уровнях, включая федеральные, платят за аналогичные услуги от 0,6 до 1,1% и делают это, в отличие от нашего правительства, по конкурсу.
Депутаты Саратовской областной думы справедливо считают, что дотационный регион, имеющий многомиллиардные долги, не может себе позволить тратить по максимуму за надзор над строительством. Губернатор, учитывая нашу жесткую позицию по этому вопросу, внес изменения в распоряжение о создании казенного предприятия, и с мая 2011 года "Единая дирекция капитального строительства" получает за надзор 1,5% от сметной стоимости строящихся объектов.
Счетная палата области также выявила факты, когда, получая бюджетные деньги на осуществление контрольных функций, руководство казенного предприятия часть средств направляло на банкеты, рестораны, занятия в фитнес-клубах, оплату прогулок на теплоходах. Вопиющие факты! Тем более что есть претензии к качеству контроля над строительством.
Моя личная позиция: бюджетные деньги так тратиться не должны! И я буду поднимать вопрос об эффективности при строительстве и требовать от правительственных структур дорожить каждой бюджетной копейкой.
— Валерий Васильевич, но ведь в строительстве есть и другие казенные предприятия, осуществляющие обеспечение выполнения государственных функций правительством области. К примеру, есть информация, что в КП "Госжилфонд", подведомственном министерству строительства и ЖКХ, водитель получает под 40 тыс. рублей зарплаты, а заместитель руководителя больше, чем министр. Для чего создавалось это казенное предприятие и какова, на ваш взгляд, его эффективность?
— Насколько мне известно, казенное предприятие «Государственное жилищное строительство» образовано в 2006 году для строительства государственного жилищного фонда для детей-сирот и других социально незащищенных групп населения.
Этому предприятию были созданы исключительные условия. По информации Счетной палаты области, за символическую плату оно получило около 10 гектаров земельных участков в спальных районах Саратова, рыночная стоимость которых на тот момент составляла порядка 800 млн рублей. Кроме того, по актам Счетной палаты, на создание инфраструктуры жилищной застройки казенному предприятию выделено более 1 млрд бюджетных рублей. "Госжилфонд" в результате совместной деятельности с частными фирмами на 1 января 2011 года получил долю в построенных жилых домах — 1037 квартир и 4 нежилых помещения. Из этого фонда почему-то только 367 квартир изъято в государственную собственность. Притом что в области, по данным того же министерства строительства и ЖКХ, 2113 детей-сирот нуждаются в жилье. Роль казенного предприятия в обеспечении жильем детей-сирот мне непонятна. Вложили бюджетные средства, построили больше тысячи квартир, для государства забрали 367, а остальные где?
Вопросов по этому предприятию много. И их, на мой взгляд, должны задать правоохранительные органы. Поскольку тут могут быть признаки коррупции.
— Валерий Васильевич, помимо строительной отрасли многомиллионные денежные потоки присущи и другим направлениям. В СМИ в последнее время часто появляются материалы, связанные с темой так называемых компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров. В структуре областного правительства имеется государственное автономное учреждение "Управление пассажирских перевозок", на функционирование которого, судя по всему, также тратятся средства. Насколько необходимы подобные структуры для осуществления государственного заказа?
— На мой взгляд, промежуточные структуры не нужны. Есть министерство социальной защиты населения, которое и должно заниматься всеми категориями льготников. Необходимо прекратить функционирование всех промежуточных схем. Эффективности никакой. Ведь, несмотря на наличие управления пассажирских перевозок, долги бюджета перед перевозчиками неуклонно растут, пропорционально выплачиваемым суммам растут и отчисления для ГАУ. По сути, это миллионы бюджетных рублей. Насколько эти потери для бюджета обоснованны — большой вопрос. Должна быть дана правовая оценка деятельности этой схемы выведения средств из разряда бюджетных.
— То есть получается, что при переводе средств в ГАУ они теряют статус бюджетных?
— Да, и при этом изменяются степень и формы контроля над их расходованием. Вот и получается, что вроде бы и не должно быть так, по сути, что казенное предприятие тратит средства, полученные из бюджета, на свои нужды, а иногда и прихоти, а в то же время формально закон не нарушен. Правительство на возмущенные высказывания депутатов по подобным фактам, вскрытым Счетной палатой, заявляет, что нарушений, дескать, нет. Но нет и эффективности расходования средств бюджета.
— Валерий Васильевич, Саратовская область имеет огромные долги. Как говорят, больше двух миллиардов рублей в год тратится только на их обслуживание. В то же время сотни миллионов рублей оседают на счетах казенных предприятий и государственных автономных учреждений. Может быть, в этой ситуации органы исполнительной власти региона — министерства и комитеты отличаются бережливым отношением к бюджетным деньгам?
— Может быть, по некоторым так оно и есть. Но вот, например, в комитете по управлению имуществом области, структуре, которая должна быть заточена на рачительное использование и жесткое отстаивание интересов органов исполнительной власти, претензионная работа, как утверждает Счетная палата области, ведется ни шатко ни валко. 37, 5 млн рублей областной бюджет недополучил, поскольку был пропущен срок исковой давности. Где же тут рачительность?
Сегодня, когда каждый бюджетный рубль должен быть потрачен с максимально возможной эффективностью, действия некоторых органов исполнительной власти и подконтрольных им структур вызывают недоумение. С одной стороны, может быть неимоверно раздута смета строительства объекта, а с другой — просто позволяют некоторым структурам не платить за аренду государственного имущества. В то же время на согласительной комиссии депутатов пытаются убедить, что на некоторые социальные вопросы не хватает денег. Деньги есть, если экономно и рачительно к ним относиться.
Иван Кобяков