Главная / Издания / Рублевое дело

Рублевое дело

Рублевое дело
20 сентября 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№39 (734) 21-28.09.2011

Обналичивание материнского капитала обойдется от 30 до 70 тысяч рублей

Материнский капитал был объявлен чиновниками едва ли не главным рычагом повышения рождаемости, однако на практике «виртуальными» деньгами сумели воспользоваться менее трети семей.

Впрягаться в ипотечную кабалу и брать жилищные кредиты решаются не многие саратовцы, большинство ждут снятия жестких ограничений на использование подаренных государством денег, некоторые пытаются воспользоваться незаконными схемами обналичивания.

Дареному коню

В этом году сумма материнского капитала составила 365 тысяч 698 рублей (для сравнения: в 2006 году — 250 тысяч рублей). Однако начать расходовать деньги можно только по истечении трех лет со дня рождения второго малыша и только по трем направлениям: на улучшение жилищных условий, образование ребенка и накопительную часть пенсии мамы. Правда, не так давно было дано некоторое послабление — семьям разрешили использовать материнский капитал на реконструкцию индивидуальных домов.

Но наличными деньгами капитал не выдается, единственное послабление было сделано в 2009-2010 году, когда владельцы сертификатов получили на повсе­дневные нужды 12 тысяч рублей. В Саратовской губернии «аттракционом неслыханной щедрости» воспользовались почти 50 тысяч семей, получившие в Пенсионном фонде это скромное пособие. Но данная мера, как сообщили чиновники федерального правительства, оказалась временной и была введена в качестве антикризисной. Больше никаких наличных денег из материнского капитала выдавать не планируется.

Сами молодые мамы удивлены такой политикой государства и не могут понять, почему перечень направлений, куда можно потратить капитал, такой скудный.

Впрочем, за пять лет реализации программы по материнскому капиталу поступило немало предложений о возможности использовать его для оплаты лечения ребенка, ремонта жилья и даже приобретения автомобиля. В 2009 году депутатами был разработан законопроект, согласно которому маткапитал можно потратить на покупку машины — но только отечественного производства. Проект был активно поддержан, даже президент на одной из встреч в регионах указал, что «над этим вопросом нужно будет подумать». Чиновники думали аж два года, но несколько дней назад премьер-министр Владимир ПУТИН лишил российские семьи автомобильной надежды, сообщив, что «машину сегодня купили, завтра — продали, послезавтра разбили или еще что-нибудь в этом роде», а материнский капитал предназначен для решения фундаментальных задач в семье. Кто бы сомневался, вот только «фундаментальные» задачи потянет далеко не каждая семья, и подарок от государства остается невостребованным.
Вот конкретный пример. С начала работы программы в Саратовской губернии выдано 47 тысяч сертификатов на материнский капитал, из них чуть более 6 тысяч использованы на погашение ипотечных кредитов. То есть около 13%. Что касается остальных двух пунктов использования капитала, то за девять месяцев 2011 года  всего 56 мам решили потратить сертификат на образование детей, и лишь две жительницы Саратовской губернии направили средства на накопительную часть своей пенсии. Как говорится, без комментариев.

— Несмотря на материнский капитал, ипотеку моей семье не дали, хотя мы обращались дважды, — рассказывает саратовчанка Светлана Ревилова, мама двоих детей. — Я вынашивала ребенка и уже не работала, а зарплаты мужа в 25 тысяч оказалось недостаточно. В результате мы оформили ипотеку на родителей, поскольку жить было негде — ютились по углам. Сейчас возникла абсурдная ситуация: платежи за квартиру ежемесячно отдаем родителям, но расплатиться за нее сертификатом не можем, поскольку ипотека оформлена не на нас. Получается, материнский капитал лежит мертвым грузом, рассчитаться им по задолженности невозможно. Тогда зачем вообще нужны эти деньги?

Немного иная ситуация у Елены Колиной (фамилия изменена), чья семья с тремя детьми живет в деревянном бараке без удобств. Елена мечтает потратить материнский капитал на ремонт квартиры и проведение газа, поскольку жить в подобных условиях с шестимесячным ребенком просто нереально. Но по закону это сделать невозможно, поэтому женщина ищет решение: либо взять кредит и на эти деньги провести газ, либо позвонить по одному из объявлений, предлагающих обналичить материнский капитал. Благо таких предложений в Саратове пруд пруди.

Родственный обман

Что такое для малообеспеченной семьи, воспитывающей двух-трех детей, сертификат на материнский капитал? Невзрачная серая бумажка, от которой нет никакого толку. Другое дело, когда эта бумажка неожиданно превращается в треть миллиона рублей, которые можно получить на руки, пусть и незаконно. 

Еще два года назад рекламные листовки с предложением оказать помощь в получении материнского капитала наличными деньгами попадались лишь изредка. Сегодня объявления с незатейливым текстом «Услуги по обналичиванию материнского капитала», «Материнский капитал — наличными» предприимчивые дельцы бросают в почтовые ящики, расклеивают на дверях подъездов, рисуют краской на стенах домов.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Владимир Капкаев, управляющий отделением ПФР по Саратовской области:

— Материнский капитал можно потратить только в соответствии с действующим законодательством. Его нельзя обналичить. Сертификат на материнский капитал нельзя продать, а любые схемы обналичивания материнского капитала являются незаконными. Если владелец сертификата соглашается принять участие в предлагаемых схемах нецелевого использования средств материнского капитала, он идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления.

Но, видимо, уголовная ответственность не пугает отчаявшиеся от безденежья семьи. Иначе откуда бы такое количество посредников, предлагающих свои услуги по обналичиванию?

Звоню по одному из объявлений, представляюсь мамой двух маленьких детей: мол, на расширение жилья нужна наличность и положенные за рождение младшей дочери деньги очень выручат.

На том конце провода молодой доброжелательный голос: «Обращайтесь, поможем. От вас требуется паспорт и копия сертификата, подтверждающего право на материнский капитал. Деньги у вас будут».

Как выяснилось, обналичиванием материнских денег чаще всего занимаются риэлторы. Наиболее легальный способ довольно прост. Если у молодой семьи имеется собственный капитал, посредник подыщет недорогое жилье где-нибудь в Новоузенском, Аткарском или Перелюбском районе — там, по словам агентов по недвижимости, самые низкие цены на жилье в области. Главное, чтобы квартира по метражу была больше, чем та жилплощадь, на которой в данный момент проживает семья. Часть суммы за квартиру вносится сразу наличными деньгами, а на оставшуюся предъявляется сертификат. Как только сделка проворачивается, жилье продается, а наличные деньги материнского капитала оказываются в руках у семьи. Недостатков у этого способа два: во-первых, далеко не у каждой семьи есть в тайнике 250-300 тысяч рублей для взноса, а во-вторых, продавцы жилья не всегда готовы ждать два-три месяца, пока Пенсионный фонд перечислит деньги за материнский капитал.

Но чаще всего маклеры предлагают более легкий и доступный способ «обналички» — покупка жилья у родственников. Схема проста: у дальних родственников приобретается доля в квартире, после чего владелец сертификата подает в Пенсионный фонд документы о том, что жилье приобретено в кредит. Через несколько месяцев деньги поступают на расчетный счет продавца — тех же родственников. Они отдают деньги «покупателю» квартиры, а те расплачиваются с посредником. Стоимость услуги зависит от аппетитов посредника, посоветовавшего такой способ «обналички» капитала, а также от сложности сделки — в среднем 25-35 тысяч рублей.

Лично в руки

Есть и откровенно мошеннические схемы, когда посредник заключает с обладательницей материнского капитала фиктивный договор купли-продажи, по которому она якобы приобретает жилье. После оформления сделки бумаги отправляются в Пенсионный фонд, и когда деньги по материнскому капиталу поступают на счет подставного продавца, он их обналичивает и рассчитывается с клиенткой. За вычетом серьезных комиссионных — от 40 до 100 тысяч рублей. Но такой вариант очень рискованный: есть шанс, что мошенник, на чей счет поступают деньги, исчезнет вместе с заработанным.

В нескольких регионах (Иркутская, Тюменская области) в этом году уже возбуждены уголовные дела в отношении риэлторских агентств, которые подозреваются в аферах с материнским капиталом. Но, как утверждают в Саратовской ассоциации риэлторских фирм, ни одно местное агентство не возьмется за столь скользкое и незаконное дело, как услуга по обналичиванию материнского капитала. А на аферы с фиктивными сделками чаще всего идут обычные маклеры.

В 2010 году Генпрокуратура РФ всерьез озаботилась аферами с материнским капиталом и, проверив несколько регионов, обнаружила сотни фиктивных сделок. После чего дала разнарядку регионам следить за ситуацией с сертификатами. Но в Саратовской области прокуратура не нашла особых нарушений в этой сфере, как и не заметила многочисленных объявлений об обналичивании материнского капитала. В областной прокуратуре сообщили, что подобные нарушения должна отслеживать полиция, а их функция — надзор. В свою очередь в пресс-службе ГУВД с неподдельным интересом спросили: разве и в нашем регионе есть случаи мошенничества с материнским капиталом? Хороший вопрос, особенно учитывая то, что именно на него я и собиралась получить ответ. Правда, через некоторое время доложили, что в следственном отделе «таких материалов нет, ведь никто не жаловался». Получается, что о незаконных сделках с материнским капиталом знают все, кроме правоохранительных и надзорных структур, которые откровенно заявляют: если нет пострадавших, то нет и повода заводить уголовное дело. Проводя аналогию, можно предположить, что завтра на всех столбах появятся объявления «Оказываем услуги по обналичиванию бюджетных средств» и никто даже пальцем не пошевелит.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ольга НИКОНОВА, руководитель Саратовской городской общественной организации многодетных семей «Большая семья»

В Саратове есть немало семей с четырьмя-пятью детьми, которые получили квартиру, а на то, чтобы обставить ее даже самой дешевой мебелью, у них нет денег. Почему бы не разрешить использовать материнский капитал на эти нужды? Или приобретение мебели в пустую квартиру не считается «улучшением жилищных условий»? Опять же автомобиль — в сельских районах он очень пригодился бы, но приобрести машину на материнский сертификат нельзя. Получается, что эти деньги «виртуальные»: вроде бы есть, но воспользоваться ими у многих семей не получается.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий