В России формируются предвыборные списки партий: перебежчики в моде?
Съезды партий, на которых должны утвердить предвыборные списки на выборах в Госдуму 4 декабря, активизировали процесс политического размежевания и самоопределения депутатов. Многие из них в поисках лучшего места поспешили покинуть свои партии. Особенно заметно процесс «перелетов» затронул «Справедливую Россию». И Саратовская область тому пример.
В конце августа — начале сентября о выходе из рядов «эсеров» заявили «самый сильный человек России», житель Челябинска Эльбрус Нигматуллин, вице-спикер Госдумы Александр Бабаков, депутат ГД, автор книги «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» Василий Шестаков, депутаты ГД Михаил Старшинов и Эльмира Глубоковская. Процесс этот не ограничился Москвой: в Алтайском крае вышли из рядов «эсеров» и вступили в Народный фронт депутаты местного заксобрания Олег Прохода и Юрий Матвейко, в Калмыкии — Максим Тишенков, в Самарской области — лидер молодежного крыла Евгений Серпер, в Новосибирской — бывший член совета партии Николай Тимонов. В Удмуртии, по сообщениям ИТАР-ТАСС, покинуть ряды «эсеров» собрались 80% членов партии.
В то же время ЛДПР потеряла депутата ГД Рифата Шайхутдинова, который ушел работать политтехнологом в штаб партии Михаила Прохорова. «Единая Россия» лишилась бывшего губернатора Хакассии депутата ГД Алексея Лебедя, депутатов Госдумы Игоря Исакова и Валерия Гальченко. Последний отвечал в штабе «ЕР» за подготовку к выборам Народного фронта. Единственной партией, обошедшейся без потерь в Госдуме, оказалась КПРФ, но и она несет потери в регионах. В Свердловской области ряды коммунистов покинули несколько депутатов заксобрания.
Не обошла стороной тенденция «перелетов» и Саратовскую область. Покинула ряды «эсеров» депутат ГД Кира Лукьянова. Депутату областной думы Владимиру Пожарову «эсеры» сами предложили написать заявление «по собственному», обвинив в симпатиях к оппонентам, видимо, из «Единой России». Пожаров, которому добровольный выход из партии грозит потерей депутатского мандата, писать заявление не спешит, но в думе уже давно голосует солидарно с «Единой Россией». По косвенным признакам, я думаю, что колеблются и склоняются к выходу из «СР» депутаты Зинаида Самсонова и Виктор Тюхтин. Раньше, несколько лет назад, ряды «правых» покинул известный депутат городской думы Саратова Виктор Марков, а его соратник по городской думе «эсер» Василий Максимов обернулся единороссом.
Чем вызван массовый «перелет» политиков из стана в стан накануне выборов? Объяснения самих перебежчиков, как правило, вполне высоконравственны. В Удмуртии, например, где заявления о выходе из рядов «СР» подало сразу свыше 200 человек, на заседании регионального совета было принято заявление, в котором массовый добровольный выход из «Справедливой России» объясняется тем, что ее лидер Сергей Миронов якобы отрекся от партии в угоду личным интересам, желая сохранить «чиновничье кресло». Однако, думается, подлинные мотивы большинства «перелетов» намного прозаичнее и приземленнее. Я полагаю, что партию «эсеров» сливает Кремль, и из нее бегут те, кто спешит оказаться вместе с будущими победителями. Почему ушла саратовский госдеп Кира Лукьянова? Есть мнение, что в «Правом деле» Михаила Прохорова ей пообещали проходное (первое) место в партсписке в Тамбовской и Пензенской областях. Правда, после отстранения Прохорова с поста лидера на прошедшем съезде праводельцев эти перспективы несколько поблекли, но кто же знал, что так повернется? По аналогичной причине, как мне кажется, покинул ряды «ЕР» красноярский депутат Игорь Исаков, по сообщениям СМИ также собиравшийся возглавить региональный список «Правого дела» вместе с Михаилом Прохоровым. Другой вариант — отстранение в результате внутрипартийной борьбы. Так, «вычистили» из рядов КПРФ упоминавшихся депутатов заксобрания Свердловской области, пытаются «вычистить» саратовского областного депутата Владимира Пожарова, по этой причине покинул ряды «ЕР» Валерий Гальченко.
Третий случай: у кандидатов попросту не нашлось денег, необходимых для участия в выборах. Не секрет, что во многих партиях проходные места в партсписках продавались. И цена места сильно варьировалась в зависимости от партии. Я лично слышал от одного высокопоставленного партийца, что в Саратове, чтобы «зайти в список» одной сильной партии, нужно было выложить 16 миллионов рублей. Возможно, что некоторые из «перелетов» решили сэкономить: не у каждого есть такие деньги.
Четвертый возможный мотив — «а я всегда за тех, кто побеждает». Он особенно распространен у депутатов-бизнесменов, для которых мандат думы всего лишь средство защиты своего бизнеса. Деньги у них есть, но им нужны гарантии прохождения в парламент и получения вожделенной депутатской неприкосновенности. Естественно, такие люди стремятся примкнуть к сильнейшим, к тем, кто действительно может обеспечить им мандат депутата.
И наконец, лишь на последнее место — и по важности, и по распространенности — я ставлю идейные разногласия с прежней партией и/или практические нужды защиты интересов избирателей. Собственно, я не смог найти высокопоставленных персонажей, вышедших из партии из-за обнаружившегося глубокого разногласия с программой. Ни у кого и нигде. Алексей Лебедь вышел из «Единой России», зачитав вместо объяснения «Человеческий манифест» поэта Юрия Галанскова («Министрам, вождям и газетам — не верьте! Вставайте, лежащие ниц!»). Но сказать прямо, что он не согласен, не решился. Поэтому — не считается. Единственным примером перемены партийного фронта из-за стремления лучше защищать интересы избирателей может показаться уход саратовского депутата Виктора Маркова из рядов «правых» в сторонники «ЕР». Причем Марков сделал это не до, а после выборов, которые он выиграл у меня в одномандатном округе (а не по партийному списку).
«Единожды солгав — кто тебе поверит?» Перебежчикам во все времена не доверяли, но это не всегда мешало их дальнейшей карьере. Перебежавший от Ивана Грозного князь Андрей Курбский в Литве получил обширные владения и много лет служил врагам России как полководец. Предавшего французскую революцию генерала Моро император Александр I хотел сделать главнокомандующим войсками антинаполеоновской коалиции. Великий Черчилль успел побывать депутатом британского парламента и министром Его Величества и от либералов, и от консерваторов. Об этом стоит помнить, когда обсуждают перипетии саратовской политической истории и кивают на то, что жестко выступавший против единороссов и их лидеров врач Василий Максимов за, не исключено, сомнительные заслуги вдруг стал в почете у местной «ЕР» и потенциальный депутат Госдумы по партсписку, а всегда ортодоксально-верный лидерам партии врач Игорь Архипов, неплохо проявивший себя в Госдуме, места в этих списках может и не найти. Вовремя предать свое знамя и перейти под чужое часто бывает выгоднее, чем хранить устаревшую верность.
Главное здесь — сделать «перелет» вовремя, пока тебе рады и встречают с распростертыми объятиями. А то ведь в Саратове немало политиков, разругавшихся с «генеральной линией» не вовремя и теперь сильно обиженных и оппозиционных, как Вячеслав Мальцев или Олег Комаров. Можно вспомнить и бывшего губернатора Дмитрия Аяцкова, собравшего целую коллекцию партийных билетов «партий власти» и в итоге оказавшегося в обструкции от очередной «партии власти». Или депутата ГД Любовь Слиску, ныне покидающую политику: неужто «укатали сивку крутые горки», съели ее давнишние саратовские недоброжелатели?
К чести саратовской политики «перелетов» здесь немного. Я не помню перемены фронта в рядах КПРФ — никто из видных коммунистов за последние десятилетия не переходил в другие партии. Было такое, что яркие представители КПРФ уходили в тень, уступив свое место в борьбе за лидерство Валерию Рашкину, но они не меняли партбилет. В последнее время не слышно про крупные измены в рядах ЛДПР. Правда, про них вообще мало что слышно. Как и про идейных «правых», которые с 90-х годов постоянно грызлись между собой, теряя позиции, но в ряды коммунистов или единороссов не перебегали.
Понятное дело, что «перелеты» стремятся в основном в ряды партии власти — так выгоднее. Но в руководстве саратовской «Единой России» бывших членов других партий — противников «ЕР» не заметно. Те, кто руководят партией в регионе, или были в ней с самого начала, вместе с Вячеславом Володиным (Валерий Радаев, Николай Панков, Алексей Березовский), или составляют молодую поросль, воспитанную в самой партии (Денис Фадеев, Ольга Баталина, Тимур Прокопенко).
В общем, пришла осень — полетели «перелетные птицы». Пока политика в России всего лишь вид карьеры в «вертикали власти», так, наверное, и будет. Ведь «верность знамени», «идеалы» и прочая лабуда важны для простых людей, которые никогда карьеры в политике не сделают и хотели бы хоть так контролировать поведение тех, кто их будет представлять. Если же в политике мнение «начальства» важнее мнения избирателей — откуда идеалам и верности взяться?
Дмитрий Чернышевский